«Маленькие трагедии» в постановке Геннадия Тростянецкого

В год 225-летия Пушкина наш театр готовится представить третью, современную версию «Маленьких трагедий». В преддверии премьеры в проекте «Листая старые афиши» вспоминаем драматические опыты прошлых лет

«Иногда они возвращаются» — так назвал свою статью в газете «Орловский вестник» известный орловский писатель Владимир Ермаков. Посвящена она второму пришествию на сцену театра «Свободное пространство» спектакля «Маленькие трагедии».

«Перепостановка Геннадия Тростянецкого, режиссера экстра-класса, — авторский ремейк спектакля 1999 года, созданного к 200-летию классика. Тот спектакль стал легендой. Образы, сотворенные актерами театра и сохраненные в памяти зрителей, кажутся в ретроспективе непревзойденными образцами высокого искусства. Иногда они возвращаются — как мимолетные виденья, составляющие мистическую суть театра... Но повторить чудо невозможно, как нельзя дважды ступить в одну реку. Во вторичной ставке на счастливый номер шансов на удачу вчетверо меньше. Но соблазн велик: кто не рискует...».

В 1999 году спектакль «Маленькие трагедии» Геннадия Тростянецкого имел большой успех: его видел не только Орел — он гремел на двух крупнейших сценах страны — в Москве и Санкт-Петербурге. В нем блистали Маргарита Рыжикова, Влад Трахтенберг, Игорь Черкашин, Аркадий Поляк. Постановка получила признание и простых зрителей, и известных пушкинистов. Но при этом быстро пропала из репертуара.

По словам тогдашнего художественного руководителя театра Александра Михайлова, главной тому причиной стал уход из труппы нескольких ведущих актеров, занятых в спектакле.

«Спектакль этот очень важен для нашего театра. Он уже занял свое место в истории, и сегодня есть внутренняя потребность в том, чтобы название такого уровня и масштаба существовало на нашей сцене. И эта потребность ощущается сейчас, пожалуй, еще больше, чем в год 200-летия Пушкина. Очень надеемся, что эта работа будет интересна для зрителей всех возрастов. Хочется, чтобы наши молодые зрители имели возможность познакомиться с Пушкиным свежим, оригинальным, нехрестоматийным образом», — рассказал Александр Михайлов.

И вот волею обстоятельств режиссеру удалось вернуться к «Маленьким трагедиям», чтобы сделать их вторую редакцию, переосмыслить собственную задумку.

«Когда я сделал новеллу «Моцарт и Сальери», понял, что в этом ключе нужно делать и остальные новеллы, — рассказывал орловским журналистам в 2010 году режиссер спектакля Геннадий Тростянецкий. — Но в тот момент было уже поздно, чтобы вернуться и что-то откорректировать. И это одна из причин, почему я возвращаюсь к этой работе сейчас».

В 1999 году Тростянецкий ставил все четыре новеллы «Маленьких трагедий». В 2010-м — только две: «Каменный гость» и «Моцарт и Сальери».

«Спектакль получил жанровую характеристику «драматических опытов». И, как справедливо заметили многие, получились два самостоятельных спектакля в одном, впрочем, связанные между собой и темой, заявленной в пушкинских текстах, — губительной страсти, и режиссерскими приемами», — писала в статье «Большая драматургия "Маленьких трагедий"» Ирина Крахмалева (городской портал «ИнфоОрел»).

А вот как встречали спектакль в Орле 26 лет назад. Своими впечатлениями поделилась актриса Лилия Винаковская в газете «Поколение» (11.07.1999 г.):

«Маленькие трагедии» Александра Пушкина совершенно покорили меня. Четыре мини-спектакля в одном — они объединены общим замыслом, общей эстетикой, общим стилем оформления, но как различны гонки и переливчаты внутренние ходы! Особенно это заметно в «Моцарте и Сальери».

Совершенно неожиданно герои Пушкина как будто вышли из комедии масок, их трудно было сразу принять. Но мастерски выстроенное режиссером решение постепенно как бы отодвигало форму и приближало к нам, зрителям, понимание сути легкого, искрометного, по-детски непосредственного таланта Моцарта. Ах, как хорошо!

С трудом сдерживаю себя, чтобы не втянуться в глубокий разбор каждой из четырех маленьких трагедий. Они ярки, театральны, завораживающе притягательны не только за счет гения А. С. Пушкина.

Совершенно очарователен финал спектакля — такой тонкий, трогательный, человечный!

Радуюсь, что есть в России такой театр, и по-хорошему завидую орловским зрителям».

12.04.2024

Фото

Купить билет