«Роза» на орловской сцене

Репертуар орловского театра «Свободное пространство» этой весной пополнился еще одной постановкой

На этот раз режиссер Лариса Леменкова обратила внимание на пьесу американского драматурга Теннеси Уильямса. Так появился спектакль «Татуированная роза» (16+). Получилось ли у служителей Мельпомены «зацепить» зрителя этой одой любви, выяснял корреспондент «ОВ.

Итальянские страсти

Серафина делла Роза, уроженка Сицилии, недавно переехала в Америку. Ее муж Розарио зарабатывает перевозкой грузов. Счастливая и влюбленная до беспамятства Серафина с нетерпением ждет его с работы. Тем более, что у нее такие радостные вести — у четы будет еще один ребенок. Но судьба готовит для итальянки суровые испытания: Розарио гибнет, от горя Серафина теряет ребенка... и себя. Время для женщины останавливается, ей больше нет дела ни до кого, даже до дочери Розы.
Храня верность почившему супругу, Серафина полностью уходит в себя, в воспоминания о былом счастье. Теперь это неопрятная, глубоко несчастная женщина, похоронившая себя под тяжелым гнетом былой любви. Не омрачают ее память о муже даже сплетни о его неверности, что впоследствии оказывается правдой...
Однако жизнь берет свое, и у Серафины появляется повод к возвращению в реальный мир. Оставшаяся без родительского внимания юная Роза встречает свою первую любовь и, словно повторяя путь матери, бросается в омут с головой. Ее намерения серьезны, она хочет стать единственной для своего возлюбленного, юного моряка Джека Хантера. Серафина против этих отношений, но дочь ее не слушает — мать для нее давно не авторитет.
И вдруг происходит чудо... или банальная случайность. В дом к Серафине попадает водитель Альваро. Кажется, вот он, второй шанс, знак, посланный свыше. Но сможет ли Серафина найти в себе силы побороть страх и впустить в сердце новую любовь? Откажется ли от болезненных воспоминаний и тоски по прошлому?

Такие разные женщины

«Татуированная роза» Уильямса — впервые на орловской сцене, хотя режиссер Лариса Леменкова призналась, что давно хотела поставить «женскую историю». Вместе с художником-постановщиком Кариной Автандиловой, знакомой орловским театралам по спектаклям «Ромео и Джульетта», «Непорочный брак» и «Ивонна, принцесса Бургундская», и другими членами труппы «Свободного пространства» она взялась за работу.
Спектакль получился с невероятной энергетикой, наполненный острыми переживаниями, эмоциями. Роль страстной Серафины блестяще сыграла Светлана Нарышкина, ее мужа Розарио — Михаил Артемьев, их дочери Розы — Эльвира Узянбаева, моряка Джека Хантера — Андрей Григорьев.
Не оставит театралов равнодушными работа Нонны Исаевой. Ее Ассунта — благородная матрона, обворожительна и мудрая, становится ангелом-хранителем для Серафины, отстаивает ее и перед католическим священником, и перед обществом. Словно фея-крестная, она появляется в нужный момент — и горькой потери, и новой любви. Впечатлит зрителей и игра Игоря Нарышкина, убедительного и невероятно обаятельного в роли Альваро — страстного, но скромного.
Кстати, мужских персонажей в постановке мало, и у них немного «экранного времени». Все-таки «Татуированная роза» — история о женщинах, они здесь главные героини: Роза и Серафина, добрая фея Ассунта и злая колдунья Стрега (Оксана Иконникова), сплетницы-соседки (Ирина Агейкина, Олеся Балабанова, Ольга Чибисова). Все эти персонажи — разные ипостаси женской природы. Они — словно этапы ее жизненного цикла: свежая, словно нераспустившийся бутон розы девушка; одурманенная любовью зрелая дама, мудрая матрона преклонного возраста...

Символы повсюду

Интересен и фон происходящих событий. Помимо конфликта очевидного, на втором плане происходит борьба двух культур. Страстная и в то же время набожная итальянка Серафина сталкивается с легкомысленными и чересчур свободными нравами Америки. Это противоборство связывает воедино несколько смысловых пластов спектакля.
Несмотря на преобладание драматического настроения в первоисточнике, спектакль «Свободного пространства» является трагикомедией. Искрометные шутки, курьезные ситуации, комичные жесты — все это режиссер мастерски встроил в канву повествования, добавив надежды и улыбок, ослабив эмоциональный надрыв.
А еще Теннеси Уильямс — мастер символов, и «Татуированная роза» буквально переполнена ими. Не стала отказываться от символизма и постановочная команда. Роза — символ любви в европейской культуре — появляется на сцене не раз. Предметы и явления, объединенные идеей прекрасного цветка, буквально окружают главную героиню, означая потребность любить и быть любимой. Роза повсюду — начиная от аудиального аспекта, имен и фамилий и заканчивая визуалом — татуировками погибшего мужа и нового знакомого, узором на платье Серафины...
Отмечу еще одну деталь. Во время траура героиня отказалась от ярких цветов и украшений, но, встретив Альваро, Серафина приколола к своему платью маленький бутон розы — знак надежды на новую любовь и счастье.

«Татуированная роза» — история о любви, вере, верности. Спектакль будет интересен не только представительницам прекрасной половины человечества, но и сильному полу. Никто не сможет остаться равнодушным к великому чуду, дарованному человеку, — способности любить и быть любимым.

17.04.2024

Автор: Наталья Синицына

Источник: Орловский вестник

Фото

Купить билет