Михаил Сегал объяснил, почему его не нужно спрашивать об Алексееве

Накануне, 9 октября, кинорежиссёр Михаил Сегал провёл встречу со зрителем в рамках открывшегося в Орле проекта «Свободное КИНОпространство»

Авторское кино — это сегодня не «ругательное» понятие, не означает нечто заумное (для этого есть другое слово — «артхаус»), обозначает автора сценария и режиссёра в одном лице. Об этом, в том числе, рассуждал Михаил на пресс-конференции, которая состоялась перед встречей в «Свободном КИНОпространстве».

Сам формат такого общения для Михаила, как выяснилось, привычный и необычный одновременно: конечно, встречи со зрителями бывают, но, вообще-то, общение происходит на фестивалях и на премьерах фильма.

Михаил родился в Орле, учился в Орловском институте искусств и культуры. Театральным режиссёром никогда не работал, зато открыл в себе способности к клипкейкерству (работал с группами «Би2», «Сплин», «Каста», «Ночные снайперы», «Машина времени» и др.) и режиссуре фильмов, а ещё попробовал себя в роли писателя (книга прозы «Молодость», новеллы «Рассказы»).

Идею поговорить о кино с его создателем предложил Михаилу бывший худрук театра «Свободное пространство» Александр Михайлов. Но Сегал преобразовал форму: почему на малой сцене? — давайте на большой! зачем смотреть фрагменты фильма? — давайте посмотрим фильм полностью! для чего проводить встречу саму по себе? — можно позвать ещё людей и сделать цикл таких встреч!

За плечами Михаила — уже три полнометражные работы, отмеченные и зрителями, и профессиональным киносообществом. Для справки. В 2006 году на XXVIII Московском международном кинофестивале Михаил представил первый полнометражный фильм «Franz+Polina». В 2011 году в короткометражке «Мир крепежа» автору был присуждён главный приз «Кинотавр «Короткий метр».

В 2012 году фильму «Рассказы» (куда, кстати, вошла новела «Мир крепежа») присужден приз им. Г. Горина «За лучший сценарий» на 23-м открытом российском кинофестивале «Кинотавр». В 2014 году состоялась презентация полнометражного фильма «Кино про Алексеева» (Александр Збруев, сыгравший главную роль, получил кинопремию «Золотой орёл» в номинации «Лучшая мужская роль»).

Орловцы могли видеть фильмы земляка на большом экране у себя в городе дважды: в Орле в кинотеатрах показывали «Рассказы», а «Кино про Алексеева» привезли к нам учредители фестиваля Гильдии киноактёров «Созвездие». Картина об Алексееве была просмотрена и теперь на встрече, а потом начался и разговор. О ней, и не только.

Постаревший туляк благодаря одному письму приезжает в Москву на радиостанцию. И вдруг выясняется, что он известный, просто забытый со временем бард, «воспитавший своими песнями не одно поколение». Он и не знает, что, оказывается, была выпущена пластинка с его песнями, а тексты наизусть знают и альпинисты, и музыканты... В том тумане, который окутывает расплывающегося в улыбке старика, оттаявшего от горячего кофе и комплиментов, постепенно приобретают вполне себе зримые очертания картины из прошлого. Молодость, учёба, влюблённости, работа на оружейном заводе, встреча на киносъёмках с А. Тарковским. «Подвиг» на бардовском фестивале — песня «Дезертир» (орловская, кстати, группы «Период льда») и прописная истина, которая так безапелляционно действовала на горячие сердца девушек: «Любовь — мы её не определяем, всегда говорим «когда» вместо «что» — когда ты даёшь человеку то, что ему необходимо в данную минуту. Три возраста той, кто по-настоящему и украдкой любила и сделала такой подарок — возвысила героя в его же глазах, придала смысл его жизни, уже, казалось, безвозвратно распрощавшейся с таким понятием, как «радость»...

Идея явилась, когда сам режиссёр в автомобиле слушал по радио эфир, где вот так же представляли всем знакомого автора песен... Сначала весь сценарий был «заточен» на Леонида Куравлёва: это такой «синдром» Германа-старшего — взять артиста из комедийного амплуа и возвести его на высоту драматического артиста. Но Куравлёву сценарий не понравился. Так что, когда в зону режиссёрской видимости попал Александр Збруев, уже готовый сценарий перенесли на него. И весьма удачно.

Кто такой Алексеев в картине М. Сегала? Чем обусловлены его жизненные перипетии?

Он обыкновенный человек, у которого жизнь не сложилась. Он сам явился причиной того, что у него всё так получилось. «Всё, что не знаете вы о герое, точно так же не знаю и я. Эти 30 лет — словно выкинуты из жизни. Значит, неважно», — так коротко пояснил Михаил, а потом пришлось развернуть ответ, конкретизировать.

— Вы сделали главного человека сексотом и человеком аморальным. Почему? — такой вопрос задал один из зрителей.

Михаил Сегал: «Я пытался составить человека нормального, обычного. Я не пытался придать этому звучания со знаком минус. Хорошо, что вы спросили. У меня всегда это было на каком-то неформулируемом уровне. Я о провале в 30 лет. Был человек. Бездарный и небездарный, самонеопределяемый в отношениях с женщинами. Не то что плохой... Просто сам не определился. А на работе он принципиальный. Есть множество моментов чередующихся, где он прекрасен, и где он потерянный, прозрачный, никакой или вообще плохой. Для того времени доносительство в КГБ, я считаю, не является аморальным... Ну если так, чуть-чуть. Это часть советской жизни. А потом, спустя 30 лет, мы видим постаревшего героя и понимаем, что ничего это не имеет значения, ни плохое, ни хорошее».

О чём ещё спрашивали Михаила? Об аудитории, кому адресованы его картины. О способах работы в качестве создателя клипов, о том, как отображена эпоха 60-х-70-х годов. И многое другое. Общение длилось часа полтора. Полная видеоверсия встречи будет доступна позже.

Пока же напомним, что встречи с кинорежиссёрами продолжаются. Своих коллег, с кем увидятся орловцы в ближайшее время, — Оксану Бычкову и Юрия Быкова — Михаил аттестовал как очень честных, искренних режиссёров.

Кстати, Сегал почти завершил работу над своим новым фильмом. Там не будут заняты известные артисты, но те, что задействованы, подчёркивает Михаил, «играют хорошо». В эпизоде появится и сам Михаил («портреты» режиссёра есть в фильмах «Франц плюс Полина», «Кино про Алексеева»). Это очень современный фильм, говорит Сегал, но, как обыкновенно бывает с авторским кино, непонятно, будет ли он в прокате, какая его ожидает судьба, будет ли успех. На наше предложение по возможности показать фильм в Орле ответил в своём стиле: «Ну хорошо, я так и сделаю». Прошедшая встреча, признался Михаил, помогла ему посмотреть на механику своей работы по-новому: какие-то моменты можно подсократить, не затягивать, сделать по-другому, и эти выводы можно будет использовать в дальнейшей работе.

Желаем Михаилу творческих удач и ждём его новую работу! А также готовимся к последующим интересным встречам с героями «Свободного КИНОпространства».

10.10.2017

Автор: Ирина Крахмалева

Источник: Городской портал InfoOrel.ru

Купить билет