Вечером 4 декабря в клубе «Свободное КИНОпространство» режиссёр погрузил орловцев в свою существующую в данный момент действительности систему взглядов на жизнь
Делаем такую оговорку, поскольку, как нам показалось по итогам разговора Юрия Анатольевича со зрителем, система эта нестабильна, имеет множество изменяемых «переменных», но всё же притягательна в силу искренности и открытости человека, выносящего её на суд публики.
Если вкратце о Юрии Быкове, то он — кинорежиссёр и актёр. Среди наиболее заметных в его фильмографии — авторские картины «Жить», «Майор», «Дурак», а также продюсерские ленты-сериалы «Метод» и «Спящие». Быков — человек для современной киноиндустрии исключительный. Хотя бы потому, что публично извинялся в открытом письме за «Спящих».
Несколько цитат из него:
«Хочу попросить прощения, что, прежде чем стать взрослым, разумным человеком, привлёк к себе такое внимание и заставил думать, что я — ориентир. Это далеко не так. Я слабый, сомневающийся человек...
Боюсь, что после совершённого я больше не могу быть публичной фигурой и объектом следования. Мне придётся уйти надолго в тень, и даже не для того, чтобы мои преступления забыли, а для того, чтобы не раздражать собой окружающий мир и тем более не сбивать с толку людей, которые действительно хотят верить в то, что что-то возможно изменить...
Я, как говорится, все просрал из-за собственной глупости и трусости. Мои искренние соболезнования всем поклонникам предыдущих картин.
Всего вам доброго. Меняйте мир и смотрите только вперёд».
В понедельник на встрече в театре «Свободное пространство» неравнодушные к творчеству Юрия Быкова спрашивали и о письме, и о нравственных ориентирах режиссёра, и о его актёрской ипостаси, и даже о том, как быть и жить в серой повседневности, оставаясь человеком.
На все вопросы Юрий Анатольевич отвечал развёрнуто и опять же, как нам показалось, искренне.
Общение Быкова с публикой предварял просмотр его социальной драмы «Дурак», герои которой также стали объектами обсуждения.
Но начал зал именно с открытого письма режиссёра по фильму «Спящие».
— В открытом письме вы сказали, что вам, возможно, надо надолго уйти в тень. Но уже есть сценарий «Сторожа», идёт работа над «Заводом».
Юрий Быков: С открытым письмом длинная тема. С одной стороны, это раскаяние за большие ошибки, сделанные в последней работе, с другой — эмоциональное высказывание.
«Сторож» — это мои деловые обязательства. Картина имеет финансирование. Она стоит особняком, то о чём она, отражает отчасти те события, которые со мной происходили в последние полгода в эмоциональном смысле. Картина сама по смыслу о покаянии трёх людей за большие просчёты в своей жизни. В процессе работы над картиной, возможно, возникнет решение, кто будет её осуществлять. Поживём — увидим.
На тот момент, когда я обращался к ребятам ВК, я действительно так думал. Пока же я не понимаю, что будет происходить. Надо всё осознать и осмыслить.
— Насколько вы проявляете социальную активность? Как вы боретесь с несправедливостью? В нашей стране можно быть неравнодушными?
Юрия Быков: Можно или нет — это, скорее, риторика. Неравнодушность — качество человека. Неравнодушных людей в России много, большинство. Другое дело инструментарий — то, как ты можешь влиять на несправедливость.
Что касается меня... Тут чё сказать? Машины у меня нет, квартиры личной тоже. Я живу на съёмной. Проблем с ГАИ, ЖКХ ещё с чем-то... К сожалению, я впрямую не сталкиваюсь с ними. Много форматных ограничений быта. Они не приводят меня к прямому столкновению с социальной системой. У меня пока нет семьи, детей. Со школой я не сталкивался в этом смысле тоже. Я занимался кино. Что будет дальше — пока не знаю.
Мой социальный протест — мои фильмы. Как были, так и остаются.
Передали Быкову и слова поддержки от тех, кто не смог попасть на встречу с режиссёром.
— Просили передать вам буквально следующее:
«Спасибо большое вам за ваши и фильмы и за ваш талант. В том числе и за сериал „Спящие“, который получился качественным и прекрасно поставленным. За этот фильм не стоит извиняться ни перед кем. Кроме мнения либералов в обществе российской интеллигенции есть и другие мнения. Будьте уверены в себе, в своем таланте и образе мыслей».
Юрия Быков: Была такая казнь — человека привязывали к двум березам и ждали, что дальше произойдёт. У меня ощущение сейчас такое же. Я себя привязал к двум берёзам: одна берёза — либералы, другая — консерваторы. Спасибо за обращение. Надеюсь, что оно искреннее.
Картина «Спящие» угодила существующему положению вещей. Такое ощущение, что «Спящие» — это самое лучшее, что у меня получилось. Но лично я так не считаю. У меня есть картины гораздо сильнее.
Ощущение после картины «Дурак» было, что я заслужил право попытаться быть больше, чем художником, но также ремесленником, который может работать во всех направлениях. Но я в каком-то смысле оставил свою главную задачу.
Карьерное мышление меня и подломило. Если получится собраться и вернуться к тому человеку, делать кино о простых людях, ищущих правду. Это мне кажется, гораздо важнее, чем любые карьерные достижения.
— Есть ли выход из серости чудовищности? Один из персонажей фильма «Дурак» говорит, что это Бог сделал такую жизнь? А каково ваше мнение по этому поводу?
Юрия Быков: Бог сделал всё, что вообще существует, я думаю. С моей точки зрения, его глобальный замысел заключается не в том, чтобы нам было комфортно, а в том, чтобы мы прошли определённый путь. Нам нужно признать, что жизнь — это испытание.
Крест не по силам не даётся. Каждый раз, когда кажется, что тяжело, надо вспоминать эту фразу.
Задаваться вопросом, почему я не живу беззаботно и без препятствий — это глупо.
Надо принимать жизнь такой, какая она есть. Совершенствовать себя и окружающую действительность, как японские самураи.
Единственное, что я для себя нашёл — это каждый день бороться с окружающей реальностью.
Для чего живёт человек? Чтобы быть счастливым. Но счастье — это не категория спокойствия и куска хлеба. Это очень высокое состояние души, которое достигается большим трудом. И может быть и не достигнуто.
— Если у вас сложится яркая актёрская карьера, бросите режиссуру?
Юрия Быков: Одна из первых мыслей у меня была уйти в артисты. У меня актёрское образование. Честно скажу — режиссура — это «жопная» работа. Я человек очень эмоциональный. Могу рубить с плеча, класть голову на плаху, перечёркивать годы труда. Хотя кичиться этим нечего. Это свойство моего темперамента.
Наверно, оставаясь по эту сторону камеры, ты делаешь для фильма гораздо больше как режиссёр, нежели находясь в кадре. Роль — это отдельное состояние души. Над ней надо работать, погружаясь в материал и абстрагируясь от всех остальных задач.
Но иногда, пересматривая свои картины, я думаю, что я больше артист, чем режиссёр. Ведь все мои фильмы зиждутся на конъюнктуре, на контексте времени, в котором картина делается. Если убрать контекст времени, социальную подоплеку, что останется? Чистое ремесло. В этом смысле я много проигрываю своим современникам. Просто я умею схватить тему, а как я это делаю — у меня много вопросов к себе. К артисту к себе в той же картине «Майор» у меня вопросов по ремеслу гораздо меньше.
Поэтому у меня есть внутренняя творческая драма.
Моему темпераменту недостаточно режиссуры. Это же надо садиться и думать, думать. Я приучил себя, конечно, но сложно.
— Есть ли у вас нравственные ориентиры?
Юрия Быков: Те люди, которые понимают, что где родился, там и сгодился, — и есть мои нравственные ориентиры. Не в смысле сгодился самому себе, построил вокруг себя комфортное пространство, где нужно приспособился, взял под козырёк. Мне важно, что происходит здесь, потому я хочу пригодиться тут. Хочу говорить на этом языке, развивать вот эту культуру, видеть счастливые лица, а не лица людей, которые делают вид, что все хорошо.
— Почему вы идеализировали своего главного героя в фильме «Дурак»?
Юрий Быков: Персонаж этот, скорее всего, не существующий. С теми качествами, которые есть у Димы [играет Артём Быстров], в гораздо более раннем возрасте ломаются. Он идеалист. Но он драматургически нужен фильму. «Дурак» — это страшная сказка. Есть юродивые, которые приходят туда, где сложился социальный договор. Люди договорились, как жить. И он этот договор разрушает. И его стремление к идеальному обнажает, как несовершенен этот социальный договор.
В числе зрителей в зале театра оказался и вице-спикер Орловского облсовета народных депутатов Михаил Вдовин, который также решил задать вопрос Юрию Быкову:
— Я сознательно сюда шёл. Очень много правды в фильме, много узнаваемых лиц, к сожалению. Но я не увидел ни одного положительного персонажа от власти. Это неправильно.
Юрия Быков: Я однажды показывал этот фильм в Государственной Думе. Закончился показ, выходит пара человек из просмотрового зала, достаточно адекватные люди и говорят: «Жизненно, жизненно!» У них звонят телефоны, и они в трубку начинают кричать: «Почему это не делается, то не делается?!» То ли для меня.... (улыбается, смех в зале).
По-моему, то, что проходит персонаж Сурковой [мэр Галаганова], как реагирует на ситуацию герой Невзорова [Федотов], как он поступает под мостом, то как ведут себя другие персонажи, говорит о том, что все они нормальные живые люди. Вся соль картины, с моей точки зрения, что люди неплохие, просто ситуация такая, из которой выходить хорошо очень трудно, но нужно.
Поэтому Никитин [главный герой] и говорит, что мы живём как свиньи и дохнем так, потому что мы друг другу никто.
Единственное, что может спасти социальное общество, — это не просто сочувствие, а внимательное отношение к постороннему человеку.
Чем человек отличается от животного? Животное не любит посторонних. Поэтому если вы просто любите искренне своих близких и знакомых, то это не тот уровень. Любить мы можем все от природы, а вот внимание, сочувствие и милосердие нужно развивать.
***
За философский, обстоятельный и открытый разговор публика благодарила Юрия Быкова аплодисментами практически после каждого его рассуждения.
Вечер же в «Свободном КИНОпространстве» был не последним. Как заметил со сцены театра ведущий встречи, зрителя обязательно будут ждать знакомства и общение с новыми гостями. Будем следить за афишей «Свободного пространства».
06.12.2017
Автор: Оксана Полуничева
Источник: Городской портал InfoOrel.ru