Новый фестивальный день, 7 июня, в очередной раз столкнул зрителя с таинством актерского мастерства. На большой сцене орловского ТЮЗа публика наблюдала классику — «Записки сумасшедшего».
Свое толкование произведения показал Государственный Академический театр им. Евгения Вахтангова, роль Поприщина исполнял Заслуженный артист России Юрий Красков.
Спектакль—превращение, спектакль-перевоплощение, абсурд, замешанный на глубоких переживаниях все того же классичного для русской литературы образа обиженного «маленького человека».
Темное пространство сцены — будто бы выхваченная из сознания главного действующего лица картинка: портрет Наполеона (какой сумасшедший, тем более Гоголевский, без воспаленной мании величия), черное фортепиано — своеобразная концентрация эмоций Поприщина, грязное зеркало — замутненность сознания, хаотично разбросанные по всему пространству сцены стулья — скачущие несобранные мысли Аксентия Иванова, вешалка — попытка разложить свои эмоции по полкам, одновременно с этим свалив все в кучу, кнут — сгусток отчаяния...
ПОПРИЩИН. Пока еще в своем уме. Собранный, застегнутый на все пуговицы костюма, прилизанный донельзя, злой на язык, желчно-язвительный на все свое окружение. Человек в системе, ненавидящий эту систему. Чеканит шаг, чеканит мысль... Однако тень его, скачущая на сцене под освещением софита, всегда перед ним. Дьявольщинка в глазах героях, некая «сумасшедшинка» уже с ним. В повествование с пеной у рта Поприщина о начальнике, окружении, работе вмешиваются то и дело размышления о чувствах героя к дочери директора, а также о якобы услышанном им разговоре собак.
Досада на свое положение в обществе нарастает, все чаще в тишине зала раздается одинокий резкий звук удара героем по клавишам фортепьяно.
Переписка собачонок украдена...Мерзкие клочки-письма песьей шерсти нервно пляшут в руках героях. Спешно и с отвращением, перебарывая себя, читает Поприщин эту собачью чушь... Дочка директора выходит замуж за какого-то там камер-юнкера?
Здравый смысл начинает таять в герое окончательно. И вот через секунду после сцены чтения писем перед нами взъерошенный с гримасой отчаяния на лице человек: «Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?» Струны фортепиано надрывно звучат под ударами кнута, который послушно бьется в руках Поприщина.
Костюм, галстук, рубаха, штаны — все на вешалку... Аксентий Иванов — в исподнем, изменен сам ход мыслей! «Сегодняшний день — есть день величайшего торжества! В Испании есть король. Он отыскался. Этот король я».
В дневнике потерян счет дням, в голове Поприщина — абсурд окончательно затмевает прежние размышления о действительности... Для чего он король? Важно лишь то, что он здесь главный.
Психушка. Полное саморазрушение героя: «Боже! что они делают со мною! Они льют мне на голову холодную воду! Они не внемлют, не видят, не слушают меня. Что я сделал им? За что они мучат меня? Чего хотят они от меня, бедного? Что могу дать я им? Я ничего не имею».
«Матушка, спаси твоего бедного сына!», — в совершенном смятении, потерянный, забитый до слез, зовет герой. Шатаясь, обессилено и обреченно, уходит он в глубь сцены-сознания и больше не появляется.
Невероятная сила перевоплощения Юрия Краскова — единственного действующего лица в этом моноспектакле — заставляет зрителя пережить целый спектр неоднозначных эмоций. Диапазон их — от раздражения и неприятия ядовитого героя в начале действия до сочувствия, жалости, сдавленного комка слез в горле и злобы на тех, кто посмел обидеть Поприщина, в финале.
Режиссер «Записок сумасшедшего» Римас Туминас и актер Юрий Красков создали исключительно литературный спектакль. Почти не отошли от гоголевского текста. Но сумели сотворить достойное произведение искусства, основанное на тонкой актерской игре и профессиональном мастерстве исполнителя единственной и главной роли.
20.07.2010
Автор: Оксана Полуничева