Казалось бы кого может заинтересовать история кота? Ведь зрителям интересны людские истории, их поступки и переживания. Что общего можно найти в жизни кота и человека, чтобы из зала сопереживать ему? Однако именно, история простого питерского кота держала почти полтора часа, не давая отвлечься ни на миг, зрителей спектакля «Кыся».
Пятьсот страниц романа Владимира Кунина стали основой блистательного моноспектакля «Своего театра» из Вологды, получившего за постановку, которая идет с успехом уже девять лет, множество самых престижных премий.
Поначалу можно поразиться, как можно столько литературы впихнуть на сцену, но уже после нескольких фраз понятно, что замечательный материал автора попал в умелые руки режиссера Якова Рубина и на благодатную почву заслуженного артиста России Всеволода Чубенко.
Сцена оформлена крайне просто и непритязательно. Из всех декораций — лишь драный гамак. Именно в нем и проводит практически все время спектакля герой в потертых джинсах, поношенном и вытянувшемся свитере, серой шапочке и перчатках. Но не стоит принижать значимость сценического оформления. По ходу действия ложе виртуозно превращается то в клетку, то в решетку, то в забор, а то и в грузовик. Кот не сидит по долгу на одном месте — все время в дороге. И приключения не обходят его стороной. Но всюду и всегда он становится на сторону обиженных и всегда побеждает. Кем только не приходится быть актеру: в считанные секунды он перевоплощается из кота в полицейскую овчарку или благородного и смелого водилу.
Кыся при том, что относит себя к беспородным котам, весьма похож с котом Мурром из романа Гофмана и разделяет многие его «житейские воззрения». Правда, Мурр всегда руководствуется разумом, а Кыся — сердцем. Причем его сердце способно вместить всех обездоленных, встречающихся на его пути.
И хотя время от времени актер ударяется в гротеск и откровенную клоунаду, основной мотив его истории — щемящий лиризм.
Кот постоянно сравнивает себеподобных и людей, причем всегда не в пользу последних. С кем только не свела судьба Кысю — подзаголовок спектакля «Бестиарий нашего времени» не случаен — кот всегда поможет, тем, кто нуждается в помощи. Будь то человек или животное. Свое основное качество (способность к состраданию), Кыся нам демонстрирует с полной силой. Действительно, куда уж людям до котов.
Актер может оправдать и ненормативную лексику, встречающуюся в тексте, мол сами виноваты: «Коты не матерятся! Матерятся люди!»
Приключения кота, который олицетворяет в себе настоящего мужчину, навевают оптимизм и почти несокрушимую веру в то, что не перевелись еще на Руси богатыри.
20.07.2010
Автор: Сергей Широкин