Сценические фантазии на тему реальности

«Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть» — писал А. П. Чехов. Справедливо и верно писал. Справится с этой задачей непревзойденно и тонко, пожалуй, только большое искусство.

АНТРОПОСцентрическим видением мира поделился со зрителем фестиваля «Ludi» Могилевский областной драматический театр.

Режиссер Александр Дольников предложил своеобразную сценическую фантазию на тему рассказов Чехова «Человек в футляре», «Крыжовник», «Унтер Пришибеев». Получилось весьма реалистично современно и своевременно. Все началось со скуки, хотя зрителю скучать не пришлось. Такой сценический парадокс. Размеренную жизнь неких господ скрасил рассказ про чужое, еще более размеренное существование. Неохотно, с опаской появляется на свет Беликов. Словно старые пропитавшиеся нафталином вещи из сундука. Повествование делает его все более реальным, живым и, наконец, материализует... Неожиданно было представить в роли Беликова женщину (Наталья Колокустова).

Режиссер сделал «слух», который у Чехова в конце доводит всю историю до известной степени абсурда, основным приемом спектакля. Подход этот неоднозначен. Беликов приобрел утонченность, хрупкость. Тонкий женский голос придает трактовке персонажа некую восторженность (не лишнюю, впрочем, во многих сценах). Своеобразная мужская бравада, появившаяся у героя при виде своей «несбывшейся» жены, выглядит более комично. Но некую душевную сутуловатость Беликов утратил.

Волна драматизма то приливала, то отступала, оставляя на бережке памяти все больше юмористические сцены.

Вот и Варенька (Галина Лобанок) живо заполнила собой трагическую сушу, открыв перед зрителем комедийные пучины.

Если Беликов, впервые в жизни испытав радость, сам же ее и умаляет, то Варя в своем оптимизме очень последовательна и даже строга. Ее знаменитый смех, возможно, вбил последний гвоздь в крышку гроба героя, тем самым позволив ему достичь своего идеала — абсолютного футляра.

Раз уж заклинание «как бы чего не вышло» потеряло свою магическую «предупредительную» силу, выход один... И бросается Беликов со скалы жизни как сфинкс, у которого кончились загадки и ответы.

Сценография заковала всех, слабых, сильных, жизнерадостных и рассудительных в глухие оковы стен. Есть только маленькие окошки, чтобы вбрасывать в мир свои страхи и оставаться отделенными от большой и сложной свободной жизни...

Судьба сама наденет на тебя смирительный футляр, о, новый старый герой! Как тут достучаться человеку с молоточком...

В такой ситуации слышны разве что грозные и пустые вопли унтера Пришибеева (Василий Галец). Персонаж получился фантастически динамичным и объемным. Актер скопировал и объединил все странные, нелепые, страшные, смешные и демонические черты наших, как бы это корректно сказать, исторических деятелей. И склейкой для них стала неловкая суетность и пародийная властность.

На его фоне даже красивый нравоучительный финальный призыв искать смыслы и цели, ценить мир оказался не столь иллюстративным.

Впрочем, какая разница, откуда взялось жгучее желание общего счастья. «Неповиновение» запрету жить полно и гордо, идущие благодаря мудрому морализаторству или вопреки пародийной тупоголовой жестокости, благословенно!

Каков ты есть, Человек?

20.07.2010

Автор: Ольга Фролова

Купить билет