В минувший четверг, 9 июня, завершилось одно из самых главных театральных событий орловского лета — II Международный фестиваль камерных и моноспектаклей LUDI. Церемонии закрытия предшествовал просмотр последнего спектакля фестиваля — «Любовник». А в конце праздничного вечера состоялось театрализованное шествие ангелов от «Свободного пространства» до места слияния Оки и Орлика.
В течение недели в зрительных залах и за кулисами сразу двух театров — «Свободное пространство» и «Русский стиль» — творилось что-то невероятное: дискуссии, обмен мнениями и жаркие споры не прекращались ни на минуту.
За семь театральных дней зрители смогли увидеть на сцене классику, пытались понять эпатажную новую драму, погружались с головой в мир моноспектаклей, восхищались, плакали, переживали и смеялись вместе с актерами.
В результате не только зрители, но и члены жюри до последнего момента никак не могли прийти к окончательному выводу: кто же получит гран-при фестиваля. Бесспорно, прошедшее культурное событие станет одной из самых горячо обсуждаемых тем этого лета.
И вот момент истины настал. В номинации «Лучший актерский дуэт» победили Василий Скиданов и Владимир Ильин, занятые в спектакле «Сиротливый Запад» (театр «У моста», Пермь). Лучшим актерским ансамблем назвали актеров «Театра.doc». За лучшую мужскую роль дипломом фестиваля был отмечен Александрас Рубиновас (моноспектакль «Коба» Камерного театра, Литва), а также Игорь Стам, исполнитель роли Бенто Бончева в одноименном спектакле Центра драматургии и режиссуры А. Казанцева и М. Рощина из Москвы. Ирина Евдокимова (мо-носпектакль «Никто» Театра Ирины Евдокимовой, Москва) и Бируте Мар (моноспектакль «Любовник» Литовского национального драматического театра), по мнению жюри, стали лучшими исполнительницами женских ролей. Специальный приз за «Маленькие трагедии» как воплощение шедевра классического литературного наследия" достался хозяевам фестиваля, театру «Свободное пространство». В номинации «Лучшая режиссерская работа» победили сразу два спектакля — «Сиротливый Запад» (театр «У моста», Пермь) и «Убийца» («Театр.doc», Москва). Диплом «Лучшая работа художника» уехал в Киев вместе с Александром Чаморсовым, художником-оформителем спектакля «Крысолов» (театр «Свободная сцена», Киев). Кстати, если бы был приз зрительских симпатий, то он, вероятно, достался бы именно этому спектаклю. И не только за актерскую игру, но и за «живые» декорации, создаваемые во время спектакля умелыми руками Чаморсова.
Лучшим спектаклем на малой сцене стал «Вечер» («Русский стиль», Орел). А лучшим спектаклем на большой сцене — сразу две постановки: «Скамейка» («Наш театр», Санкт-Петербург) и «Эти свободные бабочки» (Русский академический театр имени Евг. Вахтангова, Владикавказ).
Моноспектакль «Любовник» Литовского национального драматического театра победил в номинации «Лучший моноспектакль». А гран-при II Международного фестиваля камерных и моноспектаклей LUDI получил Юрий Андрющенко, актер Государственного русского драматического театра имени А. П. Чехова из Кишинева, сыгравший потрясающий моноспектакль «Александр Вертинский. Бал Господень...». По мнению не только компетентного жюри, но и зрителей, «Бал Господень...» стал настоящим открытием фестиваля. Юрий Андрющенко, несмотря на возникшую форс-мажорную ситуацию во время спектакля: оставшись без музыкального сопровождения, он продолжал проникновенно исполнять великолепные романсы Вертинского.
К сожалению, к моменту награждения практически все театры-участники разъехались по домам и гастролям. Поэтому награды и дипломы организаторы фестиваля отправили следом за победителями.
Комментарии:
Элеонора Макарова, председатель жюри фестиваля, вице-президент Международного форума «Театр одного актера» (МИТ, ЮНЕСКО), художественный руководитель Международного театрального фестиваля «Театрион»:
Этот фестиваль показал много сильных моноспектаклей. Причем в большинстве своем они намного сильнее тех, что были продемонстрированы на большой сцене. Еще одна особенность фестиваля в том, что он был прежде всего актерским. Артисты, их мастерство вышли на первый план, оставив на втором режиссуру. А теперь о ложке дегтя: у большинства актеров хромает сценическая речь. Зрителям нередко практически ничего не слышно и непонятно, что происходит на сцене.
Александр Бармак, заслуженный деятель театральных искусств РФ, профессор кафедры музыкального театра Российской академии театрального искусства (Москва):
Пожалуй, следует начать с того, что я не критик, а театральный педагог. Показанное на фестивале меня беспокоит в нескольких аспектах. Большинство актерских работ построено на интонациях и переживаниях, а не на актерском мастерстве. А вот о том, что режиссер обязан создавать сценическое событие, вроде все и забыли. Актер занят собой, забывая о партнере. Это первое. А второе заключается в том, что мы живем в трудное время. Наша действительность во многом безнравственна. Для российского общества животрепещущи социальные проблемы. В частности, униженность человека. Художник должен выйти за рамки разговоров о любви. Важно социальное звучание искусства! Любой повод, ситуация в нашем обществе должны рождать в сердце художника прекрасное произведение. И в этом плане попытку перенести на сцену социальную обостренность сделал всего лишь один театр — «Театр.doc».
17.06.2011
Автор: Мария Медведева
Источник: Орловский вестник