Новые LUDI

Событие, которого целый год ждала театральная общественность Орла, произошло. 3 июня открылся II Международный фестиваль камерных и моноспектаклей LUDI.

Фестиваль стартовал под бравурные звуки оркестра. Перед зрителями, собравшимися в день открытия у театра «Свободное пространство», юные танцоры лихо отплясывали «Калинку-малинку», актер, представший в образе ангела, раздавал воздушные поцелуи, а в небо летели белые воздушные шары.

Театры из 12 городов России и зарубежья, 6 дней напряженной работы жюри, которое представляют известные в мире культуры люди: вице-президент Международного форума Театра одного актера Нина Мазур (Германия), директор Международного фестиваля моноспектаклей Мария Танана (Литва), заведующая кабинетом критики Союза театральных деятелей Элеонора Макарова (Москва) и другие не менее именитые персоны, — бесспорно, LUDI претендуют на звание главного культурного события года.

Новая драма, классика, просто хорошо сделанные пьесы, инсценированная проза, — такое разнообразие стилей и жанров представлено на фестивале в этом году.

— Мы надеемся, что на фестивале будет происходить интенсивное искреннее творческое общение, что работы участников окажутся интересными и для зрителей, и для коллег, что обсуждения будут заинтересованными и послужат стимулом для новых поисков, — такими словами предварял фестиваль его директор, художественный руководитель театра «Свободное пространство» Александр Михайлов.

Творческий поиск — это понятие, пожалуй, лейтмотивное для того действа, что на неделю превратило Орел в театральную столицу. Работы разноплановые, яркие, порой шокирующие, но однозначно индивидуальные, представленные на суд зрителей и членов жюри, и есть результат духовного поиска, в состоянии которого постоянно пребывают драматурги, режиссеры-постановщики, актеры.

В этом году фестиваль открывал спектакль-образец современного понимания драматургии — лауреат премии «Золотая маска» в номинации «Новация», комедия идей режиссера Михаила Угарова «Класс Бенто Бончева» по пьесе Максима Курочкина. Работа, вряд ли удивляющая столичную публику, для орловских зрителей не совсем привычна. Полуфантастическая реальность, в которой стерты различия между мужчиной и женщиной, секса нет уже с незапамятных времен, зато есть более ста сорока способов размножения. И главный персонаж — сомневающийся, но желающий верить в «мифы» о любви студент Бенто Бончев. Это краткая фабула пьесы. Актеры не бранятся со сцены, что не редкость в постановках по образцам современной драматургии. Зато полностью обнажаются, что несколько шокирует провинциальную публику. Видимо, чтобы не чувствовать себя не в своей тарелке, нужно понимать эстетику новой драмы. Но существует ли эта таинственная «особенная» эстетика? И в чем она?

— Новая драма — это современная пьеса, написанная здесь и сейчас, вот и все, — убежден драматург, режиссер, художественный руководитель «Театра.doc» Михаил Угаров. — Что потом станет классикой, время покажет. Но это, безусловно, важнейшее направление. Мы очень любим размышлять о прошлом, заглядывать в будущее —это особенность русского менталитета. И мы очень боимся заниматься сегодняшним днем. А между тем именно это и есть самое актуальное и нужное сейчас.

Как бы то ни было, одна из задач любого фестиваля — выслушать всех авторов — и традиционалистов, и экспериментаторов, потому что случайных среди приглашенных нет. Впереди у зрителей и жюри еще два фестивальных дня и несколько спектаклей, которые пока для них загадка: «Крысолов» киевского театра «Свободная сцена», «Близость» национального молодежного театра им. М. Карима из Уфы, «Любовник» национального драматического театра из Вильнюса. А дальше — подведение итогов и выбор достойнейших.

О закрытии фестиваля и лучших, по мнению жюри, спектаклях мы расскажем в нашем следующем номере.

Комментарий

Александр Михайлов, директор фестиваля LUDI, заслуженный деятель искусств РФ:

Главная концепция нашего фестиваля — это ХОРОШИЙ спектакль. Для кого-то это слишком мало, или чересчур просто, или весьма субъективно. Однако каждый знает эти неоспоримые признаки успешного спектакля: звенящую тишину в зале, взрывы смеха, с трудом сдерживаемые слезы, благодарные аплодисменты в финале... Нет ничего важнее этого. И очень хочется, чтобы все это происходило на фестивальных спектаклях. Хочется надеяться, что через несколько лет, а уж к 450-летию Орла точно, фестиваль LUDI станет брендом нашего города.

10.06.2011

Автор: Ольга Солнцева

Источник: Орловский вестник

Купить билет