От создаталей новой драмы: в Орле открывается 2-й международный фестиваль камерных и моноспектаклей «LUDI»

Орловские журналисты встретились с режиссерами-постановщиками двух пьес, которые зритель увидит уже сегодня, 3 июня, на сцене театра «Свободное пространство». В конкурсной афише фестиваля — 15 спектаклей из Москвы, Санкт-Петербурга и других российских городов, а также Тель-Авива, Киева, Вильнюса, Каунаса, Кишинёва. Фестиваль представит широкий спектр направлений современного театра.

Сегодня орловцы познакомятся с новой российской драмой, представляющей московский Центр драматургии и режиссуры А.Казанцева и М.Рощина, — спектаклем «Класс Бенто Бончева» в постановке Михаила Угарова. Еще один сюрприз дня сегодняшнего — «Коба» (по Э. Радзинскому) литовского режиссера Станисловаса Рубиноваса (Молодежный камерный театр г. Каунаса).

Накануне фестиваля у местной прессы появилась возможность пообщаться с вышеназванными режиссерами-постановщиками, а также с драматургом, автором пьесы «Класс Бенто Бончева» Максимом Курочкиным и актером спектакля «Коба» Александрасом Рубиновасом.

Идея будущего о правде сегодняшнего дня

Создатели того движения, которое носит название «Новая драма», Максим Курочкин и Михаил Угаров (художественный руководитель московского Театра.DOC, режиссер и драматург) рассказывали об особенностях современного интерпретационного театра, о том, что основной акцент в их творчестве — на дне сегодняшнем, а точнее — на «правде сегодняшнего дня». В тандеме автора и режиссера угадывается желание ухватить «здесь и сейчас», ведь театр, говорит Михаил Угаров, — «искусство поколенческое: оно быстро уходит, не успевая высказаться».

В то же время в пьесе Максима Курочкина представлен пласт ближайшего будущего, где царит парадоксальная идея о мире без любви и секса. Главный герой находится во власти идеи «как бы сегодняшнего дня», когда любовь, чувство, так легко отданное в сферу экономики, становится «хорошим способом тратить деньги». Обращенность в будущее — это «костыли», которыми, как признается Максим Курочкин, он вынужден пока пользоваться из «слабости, неумения, ну или из трусости». Ведь сегодня, не без горечи замечает Максим, невозможно поставить пьесу и писать о любви, но и смириться с этой невозможностью нельзя, в таком случае будущее время — это прием для того, чтобы говорить о нас сейчас.

Те люди, про которых написана новая драма, в театр не приходят

Новая драма сильнейшим образом отозвалась в кино (в работах Вырыпаева, Серебрянникова, Попогребского и др.), хотя все ожидали, что она «выстрелит» именно в театре. Современная драматургия и театр, конечно, пребывают в поисках новой формы. Тем более в условиях, когда необходимо реагировать на реалии сегодняшнего дня. Сейчас, когда самые известные европейские постановки можно посмотреть сидя у себя дома, через интернет, едва ли не самой эффективной может быть техника «постановки зрителя в тупик», рассуждает Михаил Угаров. И сообщает, что в Театре.DOC, которым он руководит, актеры «не играют», то есть, конечно, в строгом смысле слова, игра есть, только приемы и средства у нее совершенно неординарные, вплоть до репетиций в метро с вовлечением посторонних лиц.

А кто же зритель на подобных спектаклях? Это хорошо информированные, через интернет (афиша названного театра существует только в виртуальной реальности) или через знакомых, 60-70 человек, которые «уже в чем-то согласны с позицией режиссера». А хотелось бы видеть других людей, восклицает Угаров. Например, тех, о ком написана новая драма. Хотя в театре есть неписаное правило не показывать прототипу произведение о нем, гости из Литвы тоже сетовали на то, что не видят на своих спектаклей тех, кого каждый раз ожидают там встретить. К примеру, неонацистов.

В литовском театре — другая религия

Почему неонацистов? Потому что в современном литовском театре немало пьес посвящено злободневным и «очень живым темам» — вроде единомышленников и последователей Гитлера и холокоста. Всё это в Литве — по-прежнему больные и трудные вопросы. И отношение к ним лучше всего выражается в реплике из спектакля как раз о холокосте, который Станисловас Рубиновас намерен предъявить публике этой осенью: «Если это не забудешь — жить невозможно, но и забудешь — жить нельзя».

В то же время в литовском театре «не приживается чернуха и бытовуха». По многим причинам, одна из которых — отсутствие желания эпатировать. Возможно, предполагают литовцы, это из-за того, что они не знали тех запретов, что царили в Советском союзе. Литовская драматургия еще совсем молода, зародившись в 20-х годах 20 века, она пока не обрела тот «корпус классики», который имеет всякая национальная литература, и ее интересуют актуальные проблемы, выраженные, конечно, актуальным языком новой драмы. Но театральная лексика, не говоря уже об уличной, в Литве сильно отличается от российской. Литовский театр более эстетичен и по своим приемам. У нас — метафоры, символы — словом, другая религия, в один голос твердят Рубиновасы.

В разных городах спектакль «Коба», продолжают они, принимают по-разному: иногда на исполнителя смотрят как на врага народа, с нескрываемой ненавистью. Как примет орловский зритель литовский эксперимент и новую российскую драму, узнаем уже сегодня.

P.S. Фестиваль «LUDI» продлится до 9 июня и закроется моноспектаклем «Любовник» Национального драматического театра из Вильнюса. Заключительным аккордом фестиваля станет театрализованное действо «Шествие ангелов», которое готовится совместно с московским театром «Тень» и будет проходить на открытом воздухе, у слияния рек Орлик и Ока.

03.06.2011

Автор: Ирина Крахмалева

Источник: Городской портал InfoOrel.ru

Купить билет