Несколько недель осталось до открытия II Международного фестиваля камерных и моноспектаклей «LUDI». В нем примут участие театры из разных городов и стран мира. Один из них — московский независимый проект «Театр.doc», отличающийся самобытным подходом не только к выбору постановок, но и к их формату. О новаторстве в театральном искусстве и личном восприятии современного мира — в эксклюзивном интервью «ОВ» с российским драматургом, режиссером, сценаристом и художественным руководителем «Театра. doc» Михаилом Угаровым.
«Не верю!»
— Михаил, как появился «Театр.doc»? И откуда такое название?
— Театр появился в 2002-м году по инициативе молодых драматургов и режиссеров. Это независимый, негосударственный, некоммерческий театр. Doc — это компьютерное расширение, «документ», естественно. Театр документальный, слоган театра — «театр, в котором не играют».
— Насколько мне известно, все началось с вашего увлечения интервью с незнакомыми людьми на улице...
— Все началось со знаменитого станиславского «не верю». Всем надоела фальшивая театральщина, которая царит на сценах российского театра. Люди давно уже живут иначе, и психология у них другая. А интервью на улице — это лучший способ получить некий срез, отражающий особенность восприятия современного человека.
— Можно ли сказать, что популярность «Театр.doc» объясняется его социальной направленностью?
— Нет, это, прежде всего, другая эстетика. Попытка сделать театр не для лохов.
— Но темы, которые затрагивает ваш театр, неизбежно касаются социальной проблематики.
— Социальность, конечно же, важна. Ведь театр — это не только искусство, но и социальная институция. В этом случае существенна не столько тема, сколько постановка проблемы, постановка вопроса. Я не верю театру, у которого есть ответы на все вопросы. А в театр вопросов очень даже верю.
— Насколько мне известно, в ваших постановках используется ненормативная лексика. Что это? Вид эпатажа, способ привлечь внимание?
— Это русский язык. На нем (ненормативном) говорили и Пушкин, и Бунин. Никакой цели он не преследует. В нем повышена энергетика, поэтому он часто становится интересен для молодых драматургов и актеров. Это слой речи, в котором может быть отражено невыразимое. Мы поставили произведение «Жизнь удалась» Павла Пряжко, написанное матом. И этот спектакль получил «Золотую маску». Но ведь не за мат же! А за то, что, как выразился критик Анатолий Смелянский, называется новой речевой реальностью. А эпатаж — это самая последняя задача для новичков.
Зрители меняют свой формат
— И все же, Михаил, на какую публику рассчитан «Театр.doc»? Что это за люди?
— В Москве — это интеллигентный москвич до 35 лет, которого «тошнит» от академических театров. Это активный пользователь Интернета, у которого есть возможность видеть примеры современных европейских театральных постановок.
Интернет-эстетика очень сильна в нашем театре. Характерно, что афиша «Театр.doc» размещается только в Интернете, мы не пользуемся услугами театральных городских касс. Театр в этом смысле уникален: у всех задача привлечь зрителя, а у нас — таким образом отсечь. И это работает как самая лучшая реклама.
— Сейчас «Театр.doc» на волне популярности. Но мода изменчива. Не боитесь, что с очередным сезоном популярность театра пойдет на убыль?
— С очередным сезоном — не боюсь. А дальше... Театр — живой организм, он стареет и умирает. Так что все может быть.
— А как относятся к «Театр.doc» мэтры театрального мира?
— С уважением. Даже те, кто не совсем понимает или принимает его эстетику. Любопытно, что нашей технологией (в особенности актерской) теперь пользуются и в академических театрах. И терминологией тоже...
— Михаил, а что такое «Новая драма»? Насколько мне известно, она неразрывно связана с «Театр.doc».
— Это особый язык режиссуры (не интерпретаторский, когда я переиначиваю «Чайку» многострадального Чехова). Это другой способ существования актера на сцене, когда персонаж очень близок к актеру. В объективе «Новой драмы» — реальность. То, от чего бежит обыватель, — в сказку или жанровость. На наш взгляд, реальность захватывающа, она по-настоящему драматична.
«Театр.doc» объединил вокруг себя участников движения «Новая драма», он один из создателей фестиваля «Новая драма». Его активисты — это не только театральные деятели, но и киношники: Валерия Гай Германика, Борис Хлебников, Алексей Попогребский, Иван Вырыпаев, Василий Сигарев, документалисты школы Марины Разбежкиной.
— Михаил, вы привозите в Орел на Международный фестиваль «LUDI» спектакль «Класс Бенто Бончева». О чем он?
— Этой постановкой мы открываем фестиваль. Это спектакль Центра драматургии и режиссуры Алексея Казанцева. Действие происходит в будущем. Период цивилизации, названный режиссером Курочкиным половым, остался позади. Различия между мужчиной и женщиной практически стерты, секса нет, изобретено более ста сорока способов размножения. Студент Бончев мечтает о невозможном: веря в древние мифы, надеется встретить любовь. Но однажды надежда покидает его. С этого момента Бончев превращается в яростного реалиста, гонителя иллюзий. Он беспощаден к своему учителю, он сам становится учителем — срывает маски с лжецов и потрошит тех, кто не готов к правде. Служа своей истине, однажды он оказывается один против целого мира.
— Есть у вас предположение, как на спектакль отреагирует орловская публика?
— А вот и увидим! Когда спектакль приезжает на фестиваль, не только театр сдает экзамен, но и город тоже.
Биография
Михаил Угаров
Родился в Архангельске в 1956 году.
Образование
Окончил Литературный институт им. А. М. Горького (отделение драматургии).
Работа
Художественный руководитель фестиваля молодой драматургии «Любимовка», художественный руководитель «Театр.doc», руководитель Партнерской лаборатории драматургии и режиссуры в Ясной Поляне, один из руководителей фестиваля «Новая драма». C 2007 года является членом художественного совета Центра драматургии и режиссуры Алексея Казанцева и Михаила Рощина.
Комментарий
Ольга Муратова, заведующая литературной частью театра «Свободное пространство»:
«Театр.doc» — это совершенно новое и ни на что не похожее явление в современной театральной жизни. Оно настолько интересное и завораживающее, что остается только смотреть на то действо, которое разворачивается на сцене.
20.05.2011
Автор: Григорий Александров
Источник: Орловский вестник