Второй международный фестиваль камерных и моно спектаклей «Ludi» завершился. Его участниками были театры из разных городов России и зарубежья, которые показали орловским зрителям такие разные, яркие и очень интересные работы.
Знакомый нам по прошлому фестивалю «Свой театр» Всеволода Чубенко из Вологды привез в этом году спектакль «Темные аллеи» — трагикомедию на троих по рассказам Ивана Бунина. Актерский талант Всевода Чубенко давно покорил орловского зрителя, его моноспектакль «Кыся» просто незабываем. Но сейчас было решено обратиться к классике. Этот спектакль является результатом совместного творчества актеров Всеволода Чубенко, Светланы Вуйцик, Леонида Рудого и режиссера Михаила Резцова.
В этой постановке — воспоминания о прошлом, об ушедшей молодости и первой любви, о разочарованиях и сожалениях. Актер и драматург (Леонид Рудой) использовал не только «Темные аллеи», но и другие рассказы Ивана Бунина — «Неизвестный друг», «В ночном море», «Роза Иерихона», а также личные записи автора. Говоря о трагикомедии, мы представляем, что в спектакле есть и печальные, и веселые моменты. В этом спектакле тоже было над чем посмеяться и погрустить. Конечно, основная его тема — любовь, любовь ушедшая, а как тут без грусти? Несколько разных сюжетов связаны именно этой ниточкой. Воспоминания о молодости и чувствах главных героев — это тяжелые, выстраданные, иногда даже не очень приятные мысли. Но все дело в том, что они есть, эти воспоминания, и они не собираются ни их, ни нас оставлять в покое, а как с ними жить дальше, каждый решает сам.
Театр «У моста» из Перми привез спектакль «Сиротливый запад», который уже не раз был участником различных театральных фестивалей. Это работа режиссера Сергея Федотова. В основе сюжета — произведение МакДонаха, который становится в последнее время все популярнее. Его пьесы правдивы и всегда актуальны, иногда абсурдны и жестоки, ироничны и трагичны одновременно. Нашему вниманию предложили историю двух братьев, которые только что похоронили отца, убитого, кстати, одним из них просто от обиды на его неудачную шутку. Нет ни грусти, ни раскаяния. Братья живут дальше и враждуют. Из-за наследства, дома, еды, выпивки, из-за всего, что вокруг. Такой у них образ жизни. Их пытается образумить священник — отец Уэлш, но у него это плохо получается, да и сам он не уверен в себе, в своей вере, в правильности выбора жизненного пути.
В этом городке жители убивают родных, школьницы торгуют спиртным, молодые люди заканчивают жизнь самоубийством. А братьям все не по чем, они продолжают делить то чипсы, то виски, то плиту, то мебель, делают друг другу гадости, дерутся. И так бы могло продолжаться бесконечно, если бы утопившийся священник не написал им перед смертью письмо, в котором вверяет им свою душу и просит измениться. Они честно пытаются это сделать, и зритель уже верит в то, что у них все получится. Два брата сидят за одним столом, едят общую еду и вспоминают все неприятности, чтобы сразу все простить друг другу. И именно это становится причиной новой вспышки гнева, усиления вражды, искреннего желания убить родного человека. И тогда зритель разочаровывается в них окончательно. Однако надежда на то, что в этом городе люди когда-нибудь изменятся, есть. Эту надежду нам оставляет героиня по имени Келин, девушка, сначала показавшаяся нам взбалмошной и легкомысленной. Оказывается, она носила все это время в своем сердце любовь к священнику и желание ему доказать это, но случая так и не предоставилось... Да, этот спектакль еще раз убеждает нас в том, что жизнь — жестокая штука. Но не от того ли она жестокая, что такие мы сами?
Спектакль «Крысолов» нам представил театр «Свободная сцена» из Киева. Исполнитель мноспектакля — заслуженный артист Украины, актер Национального академического драматического театра им. И. Франка Александр Форманчук. Эта работа необычна тем, что важную роль в ней играет не только актер, но и художник. Герой является ожившей частью рисунка, и это было поразительным открытием для орловских зрителей, ведь раньше большинство из них такого не видели. Чудеса компьютерной графики им, конечно, знакомы, но чтобы они так прекрасно вписались в спектакль, так гармонично сочетались с происходящим на сцене, представить себе было непросто. Именно так режиссер спектакля Дмитрий Богомазов решил показать зрителю удивительное умение странного сказочника Александра Грина вторгать фантастическое в реальное. Этот спектакль называют попыткой языком театра и современных технологий воплотить на сцене поэтику блистательной литературы. Ну что же, хочется сказать, что попытка эта удалась и впечатлила!
Национальный молодежный театр из Уфы участвовал в фестивале со спектаклем «Близость». Многие из нас знают фильм с таким же названием, тоже снятый по книге Патрика Марбера. Кому-то ассоциации с этим фильмом мешали восприятию, кому-то, наоборот, помогали. Это 12 попыток любить, показанные четырьмя молодыми актерами. Пьеса, наверное, будет всегда актуальна, ведь она — о сложных отношениях между мужчиной и женщиной, о любви и страсти, о ревности и предательстве, об увлечениях и разочарованиях, о жестокости и эгоизме, и множестве других граней человеческих отношений. Мы видим, как герои пытаются разобраться в своих чувствах, но это их еще сильнее запутывает. И мы понимаем, что какими бы не были отношения, ложь и предательство обязательно когда-нибудь разрушат их. Именно поэтому кажется удачным решение режиссера рассказать все до конца. Посмотрев фильм, мы не узнаем, что Элис умрет, и будем думать, что Анна вернулась к Ларри. А в спектакле с Элис случается трагедия — ее сбивает машина, и отношения между остальными героями закончены. Наверное, это правильно, ведь столько всего уже между ними было, что продолжать связь, забыв все предательства и измены, было бы вряд ли возможно.
О последнем спектакле, проходившем в рамках второго международного фестиваля камерных и моно спектаклей «Ludi» — «Любовник», а также о пресс-конференции с членами жюри фестиваля, его итогах и церемонии закрытия читайте в ближайшие дни на Орловском городском портале vОrle.ru.
10.06.2011
Автор: Лилия Лущенко
Источник: Городской портал vOrle.ru