Философия свободы

Спектакль израильского театра «Zero» «Женщина в песках» стал одной из самых ожидаемых фестивальных постановок.

Актеры не подвели орловских зрителей, сумев прочувствовать и сфокусировать энергию непростого психологического романа Кобо Абэ. Постановка, медленно распрямляясь, как сжатая пружина, придавала всему окружающему пространству очень сильный и динамичный импульс. Авторы спектакля и исполнители главных ролей Олег Родовильский и Марина Белянцева показали не столько долгий путь исканий, сколько его результат, смогли сконцентрироваться на самом главном. На главном, значит, на любви.

Восточная философия самобытна и самодостаточна. Современность с ее стремительностью не всегда органично вливается в этот поток, оставаясь заметными вкраплениями иного металла в общем слитке созерцательной мудрости. Непоколебимо и однозначно лишь утверждение, что у всего в мире своя цель и предназначение. «И своя красота», — добавляют актеры.

Мужчина появляется на сцене с ловкостью, присущей умелому энтомологу. Умеет ждать, умеет быть резким и решительным. Сейчас он абсолютно свободен. Хозяин своего тела, властитель дум, наполненным сладостным ощущением радости, азартным стремлением найти новый необычный вид. Это принципиально важно для трактовки всех последующих событий. Как, впрочем, и слова героя о необычайной приспособляемости насекомых.

Есть неповторимая философия у неба, у трав, у песка. Но постижение ее — путь вопросов, а не разгадок. Как самое живое и непокорное — вода и ветер — может произвести на свет нечто лишенное души, губительное, странное и страшное: песок, захватывающий все новые пространства, убивающий так бессмысленно и безжалостно.

Песок прожорлив и всеяден, не знает остановок. И в этом — его совершенство. Нужно только вдуматься... У песчинок в пустынях всего мира один и тот же диаметр... Важно ли это? А разве есть в жизни мелочи?

Красота мысли и непостижимость чувств в спектакле подчеркнута вроде бы простым по структуре, но необычайным по сути сюжетом. Мужчина становится узником деревни, жители которой вынуждены все свои силы направлять на борьбу с песком, грозящим полной и окончательной гибелью их маленькому миру. Рядом лишь странная в своем мировосприятии и неуловимая в своей пустынной красоте Женщина.

Непонимание, отчаянье, напрасная борьба, смиренная радость... Эти ипостаси как стихии захватывают главного героя. Фраза женщины «будь верен духу любви к своей родине» не кажется ему патриотичной. Напротив. Бессмысленность схватки с природой ставит под сомнение то, что в этом странном месте присутствует хоть какая-то логика.

Но Женщина так уверена, так искренне понимает свое предназначение, что приводит своего случайного собеседника в недоумение. Ее нельзя назвать порождением песка. Она не продукт окружающей действительности, а частичка этой системы. Выполняя свою незамысловатую миссию, не убивает, не разрушает,

Символичной стала ее мечта о покупке приемника. Это расширит мир. Расширит, но не даст свободы.

Песок — путы, оковы бытия, обязанностей, тревог и волнений, от которых невозможно освободиться...

О. Родовильский очень напряженно, очень ясно показывает, что сочувствовать Богом забытой (и, верно, даже проклятой) деревне герой никогда не сможет, хотя и обречен помогать ей.

Капля за каплей, песчинка за песчинкой накапливается отчаяние. Персонаж мечется, как зверь в песчаной клетке. Душа его натыкается на острые гвозди. Герой называет женщину рабыней, рабыней собственных самоограничений.

Но как уйти, если от одного дома зависит жизнь всего поселка, но куда уйти, если нигде не ждут. А счастье... Может, и сюда занесет его попутным ветром вместе с пылью и песком.

Инстинктивно осознавая это, Женщина в спектакле по-особому чиста и спокойна. Она не так отстранена, как в романе, более открыта и благожелательна. Понять ее легче. Полюбить тоже. Нет жалости и внутреннего напряжения.

Создается впечатление, будто Женщина знает больше, чем способна сказать. Героиня М. Белявцевой просто живет, выполняя нехитрую работу. Но при этом сложно не поддаться ее обаянию.

А сколько поэзии и пластики в движениях! Женщина отгребает песок, будто по зову души, словно слышит при этом музыку и вторит ей. Эта единожды воцарившаяся гармония еще более оттеняет метания Мужчины.

Вот картина любовной идиллии, мысли о дальнейшем обустройстве на новом месте. Вот горькое проклятие дней и минут, прожитых в песчаном плену, страшная схватка с песком, не на жизнь, а на смерть. Вот всеобъемлющее ликование от забрезжившего вдали спасения. Так бывает, когда ветер то задувает, то вновь разжигает пламя своим изменчивым дыханием. Главное, что в каждой сцене актер максимально убедителен и правдив.

Иногда даже кажется, что зритель слышит не реплики, а мысли героя.

Неудачная попытка побега дарит всего пару минут на воле, за которыми следует «гнев» песка. Но в этот миг как раз и выясняется, что мужчина все же несвободен.

Однако несвобода бывает разная. Любовь не неволит, не ограничивает, не связывает, не принуждает. Просто берет в свою власть мысли, чувства, поступки.

«Песок проходит через все», — говорят герои. Но как насчет тонкой материи души... Ее способна пронизать, подстроить под себя лишь любовь. Эта новая «несвобода» порой сладостна, она не противоречит существу человеческому, многократно увеличивает его способности как бороться, так и жертвовать, но не ломает. И решение героя остаться: с Женщиной, в деревне, с мыслями о побеге — это не поражение. Он не смирился, но признал, что везде есть своя жизнь. По-своему справедливая, по-своему жестокая.

24.07.2012

Автор: Ольга Фролова

Купить билет