Гоголь по-своему

Вологодский «Свой театр» увидел современного человека глазами Гоголя. 3-й международный фестиваль камерных и моно спектаклей «LUDI» стартовал в концертном зале ОГИИК с искрометным гоголевским юмором — спектаклем-шуткой «Ссора» («Свой театр», Вологда) по повести «Как Иван Иванович поссорился с Иваном Никифоровичем».

Этот спектакль — обладатель трех международных премий. Однако, поначалу ничто не предвещало театральной сенсации. На сцену вышли двое ничем не примечательных мужчин с небольшими животиками, оба в скучных серых костюмах. На сцене из декораций — лишь деревянный стол и два стула. Это и есть почти весь арсенал вологодских актеров Всеволода Чубенко и Олега Емельянова, с которым они вышли покорять Гоголя.

Минимализм в оформлении спектакля дал возможность зрителю переключить внимание только на игру актеров. Знаменитую гоголевскую повесть о том, как два закадычных друга смертельно поссорились из-за того, что один другого «гусаком» назвал, актеры воплотили в замечательно живую мимическую комедию. Не перечесть, скольких персонажей сыграли Чубенко и Емельянов в своем спектакле вдвоем! При выходе на сцену Агафии Федосеевны — свояченицы Ивана Никифоровича — в исполнении Чубенко зал зашелся ото смеха: чтобы изобразить чванливую старуху, актер просто нацепил на ногу женскую туфлю на высоком каблуке и жеманно попихивал ею несчастного товарища.

Актеры перевоплощаются из одного персонажа в другой моментально, без разгона. Зритель даже не успевает следить за стремительным лицедейством актеров. Вот городовой, изумительно пародирующий сухую протокольную речь современных служителей порядка, а через мгновение — это уже судья, уморительно заикающийся и слащаво пудрящий мозги посетителю.

Необычно выстроен в спектакле свет. Если жара — сцену заливает желтый яркий голый свет, вечер — это глубокое синее освещение. Причем свет меняется моментом — как щелчком выключателя.

Интересно подан в спектакле реквизит: все предметы обихода — это куски ткани, на которых написаны названия вещей — «старый мундир», «старая юбка покойной бабушки» и даже «ружье», из-за которого произошла ссора друзей. Примечательно, что сами актеры-исполнители являются авторами инсценировки, режиссерамии сценографами.

Сцена ссоры героев уморительно проиллюстрирована их нервным пением, которое вначале — ровное и стройное, а по мере нарастания раздора оно пошло совсем вразнобой.

Спектакль освежил краски гоголевской прозы, еще ярче обнажил иронию над мещанством, и бюрократией. Вечные человеческие пороки — казалось бы, что тут может быть еще нового? Чубенко и Ермолаев сумели показать свежего Гоголя. В этом спектакле нет великой идеи — здесь царит очищающий смех.

24.07.2012

Автор: Марьяна Мищенко

Купить билет