Русскоязычный израильский Театр «Zero» представил спектакль по мотивам романа-притчи японского классика Кобо Абэ «Женщина в песках».
Премьера спектакля, состоявшаяся в 2003 году, стала моментом рождения театра «Zero». В одном из интервью Олег Родовильский поделился: «Наш театр начинался со спектакля „Женщина в песках“. Он зародился в голове двух людей. Это я и моя жена актриса Марина Белявцева, которая является в равной степени режиссером и со-творцом. Фактически, мы все делаем вместе».
«Женщина в песках» — очень глубокая, сложная для осмысления философская притча. Как и для любого произведения этого жанра однозначность трактовки здесь неуместна и невозможна: для влюбленного это будет история отношений между мужчиной и женщиной, о внутрисемейных связях, для политизированного гражданина — о власти и рабстве, о несправедливости системы, для романтической натуры — о поиске себя, своего внутреннего источника энергии, о свободе, для психолога — о потере ценностных ориентиров, для мудреного опытом зрителя и философа — о бытии, жизни и муках человечества на бренной земле. В том же интервью Олег Родовильский говорит, что это большой, тяжелый роман, совсем не сценичный, наполненный авторскими размышлениями и долгими внутренними монологами: «Из этого философского произведения нам хотелось сделать простой трогательный спектакль, который, я надеюсь, таким и получился».
«В один из августовских дней пропал человек...» Навсегда и безвозвратно в песчаной яме, в западне неумолимо ускользающего времени, в тисках обстоятельств, судьбы и безволия. 7 лет потребуется, чтобы человек перестал существовать юридически, а сколько должно пройти, чтобы он потерял сам себя: свои цели, мысли, желания, надежды... Яма в несколько аршин, да гнилые доски — по сути ничего нового, и рано или поздно всякий окажется в подобном заточении. Но ведь Чехов порицал Толстого за утверждение, будто человеку нужно всего три аршина земли: «Вздор — три аршина земли нужно мертвому, а живому нужен весь земной шар». И тогда встает вопрос: можно ли затерявшегося в пустыни, но имеющего живое, горячее сердце считать мертвецом? И что же есть в действительности «весь мир», где он: на поверхности или в глубине, в затишье? В пустыню отправлялся Иисус, чтобы отвлекшись от суеты шумного мира осмыслить самое себя, природу человека, мироздание, и жизнь. История о коллекционере насекомых, который попадает в деревню, скрытую от посторонних глаз под песком, и в итоге остается в ней навсегда наедине с женщиной, в одиночестве от всего мира, по-философски многозначна, преисполнена знаками, символами. «Песок — частицы разрушенных горных пород такой величины, которая делает их наиболее подвижными». А ведь если представить, разве человек не есть, та разрушенная горная порода такой величины, которая делает его наиболее подвижным? Разве великое чувство любви — не зыбучий песок, поглощающий все мысли влюбленного. Разве покорность обстоятельствам — не добровольное рабство судьбе. Кобо Абэ с восточной тонкостью раскрывает понятия свободы, любви и ответственности, долга, предрешенности.
В спектакле полное ощущение безвыходности, замкнутости пространства, зыбкости покоя, обреченности положения героев воссоздается благодаря актерскому таланту, а немногочисленные декорации, игра с тканью и зерном лишь дополняют в воображении зрителей полную картину обстоятельств и образов. Олег Родовильский воплощает не статичную роль, а меняющегося — разрушающегося и преобразующегося вновь — человека. То же можно сказать о роли Марины Белявцевой, ее героиня становится «другой», но изменения, происходящие с ней глубинней и тише. Очень тонко, художественно обыграны сцена борьбы, перерастающей в любовные объятия, и сцена первых родовых схваток женщины.
Концентрация чувств, переживаний, эмоций выражается в движениях, голосе, поступках: вот мужчина берется помогать женщине, и мы видим, как он превосходит её в ловкости и силе, как женщина спокойна и замкнута, но не потому, что в ее душе гармония, а потому что она затаилась, она вымучила эту тишину (при обвале у женщины погибли муж и ребенок), мы наблюдаем как забастовка сменяется разочарованиями, как герои оказываются сплоченными, смотря в одно направление — они провожают взглядом улетающих вольных птиц.
«Женщина в песках» — Лауреат премии «Золотой шарабан», участник междуна-родного фестиваля «Хумо» в Ташкенте, в конкурсе израильских экспериментальных театров постановка получила приз «За работу дизайнера по свету», неоднократно гастролировала в Германии.
24.07.2012
Автор: Анна Дулевская