«Свой театр» из Вологды открыл первый день фестиваля «LUDI» спектаклем «Ссора»

Показ состоялся в 15:00 на сцене ОГИИиК. Авторы инсценировки, режиссеры, художники и исполнители — заслуженные артисты РФ Олег Емельянов и Всеволод Чубенко.

Все это было бы смешно, когда бы не было так гнусно

Театр принимал участие в предыдущих фестивалях LUDI и имеет дипломы «За лучшую сценическую интерпретацию современной прозы» («Кыся») и «За любовь к русской классической литературе» («Темные аллеи»). Поэтому, директора, режиссера и ведущего актера «Своего театра», Всеволода Чубенко, уже не в шутку можно называть ветераном фестиваля.

В этот раз зрителям была представлена озорная инсценировка злободневной повести Н.В. Гоголя «О том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Что было приятно отметить, прозаическое произведение классика на сцене зазвучало живо, едко, не претенциозно.

Создатели «Ссоры» отнеслись с большим вниманием и уважением к тексту.

Председатель правления фонда по сохранению творческого наследия Гоголя и его биограф — Игорь Золотусский — в одном из интервью говорил: «Оружие Гоголя — не сарказм, а юмор. Между этими понятиями существует огромная разница — слово „сарказм“ переводится как „рву мясо“, а юмор в переводе „вода“, которая очищает и оживляет». Поэтому жанр заявлен как спектакль-шутка. И ведь действительно, в начале действия Иван Никифорович задается вопросом: «А чего же у меня нет?». Если бы ответ предполагал, что нет «Совести» или «Выбора», то спектакль был бы психологически-философский, если «Любви» или «Дружбы», то трагедийный или водевильный. А в гоголевской истории у героя возникает острая нехватка ружья, с которой завязывается бессмысленная и беспощадная как русский бунт ссора между двумя друзьями. Скупые и условные декорации — стол, веревка и тахта, листы с наименованиями вещей («залежалое платье», «старый мундир с изношенными обшлагами», «парчовая кофта», «шапка», «белые казимировые панталоны с пятнами», «жилет, обложенный золотым позументом», «ружье»). Жалобы, принесенные заклятыми друзьями в Миргородский суд написаны на таких же широких листах, потому что все — и предметы и ссора — фикция.

Исполнены роли были с юношеским азартом и увлеченностью. Олег Емельянов и Всеволод Чубенко отыгрывали сразу несколько образов, изменяя голоса, интонации, ритмику движений и речи. «Ссора» закаляет долгую дружбу актеров (около 20 лет уже дружат Олег Емельянов и Всеволод Чубенко) и показывает, как со стороны выглядит чрезмерная обидчивость, заносчивость, гордыня и простая человеческая глупость.

Украинские песенные мотивы, ненавязчивость, легкость игры располагают к себе зрителей. Спектакль держал правильную тональность подачи материала до самой последней фразы. В финале ставшие фразеологизмом слова «Скучно на этом свете, господа!» звучат не избито и не пошло, а тоскливо и безутешно. Как говориться, в каждой шутке есть доля правды, а правда подчас жестока.

24.07.2012

Автор: Анна Дулевская

Купить билет