У рож Ай

«Урожай» режиссера и автора пространственно-сценического решения Наркас Искандеровой — веселый смех и аплодисменты.

Суждены вам благие порывы,
Но свершить ничего не дано...

Н. А. Некрасов

Спектакль московского Нового драматического театра «Урожай» заслуживает пристального внимания. На три вещи можно смотреть бесконечно: как горит огонь, как течет вода, как работают другие. Но еще никто не замечал, что интересно смотреть на то, как люди маяться дурью.

Это своеобразная эпатирующе-молодежная постановка, которая неоднозначно воспринимает-ся зрителем, привыкшим к традиционному, классическому театру. Манера игры актеров сочетает диссонансные краски: подчеркнутую вычурность и обостренную естественность. Абсурдность (хотя здесь явно напрашивается слово тупизм) поведения героев пьесы не выглядит как гротеск, она вполне реальна. Узнаваемые, слишком похожие на те сцены, что мы наблюдаем вокруг себя, на улице и в компаниях, преподносятся ярко, сочно и органично. Именно поэтому возникает смех — мы видим со стороны как глуповато, нелепо, наивно ведут себя герои. Спектакль поднимает вопрос о современном, юном поколении, о его самоиндефикации, осознании клинического дефекта — инфантильности. Что это за поколение и чего оно сможет добиться? Куда идет мир? И с кем? Эти юноши вовсе не так просты, они знают, что был такой поэт — Пастернак, они искренне хотят честно сделать свою работу и, желая поначалу сделать как лучше, с бессознательной методичностью уничтожают результат собственного труда.

Простота передачи образа, современная драматургия, герои — ровесники нынешней молодежи, повседневные конфликты в основе сюжета. В этом отношении «Урожай» напомнил о прошедшем в рамках 2-го Международного фестиваля «LUDI» спектакле «Убийца» театра «D.O.C.». Но отличие спектакля Нового драматического театра в том, что в нем есть позиция и автора, и актеров. Есть в интонации и пластике Евгения Рубина доля презрения и жалости к своему «сладенькому мальчику»; в движениях и мимике Александра Зачиняева проступает насмешка, небрежение и снисходительность к своему «зачетному пацану». Анастасия Безбородова проявила свое отношение к персонажу в той безукоризненной меткости, с которой удалось актрисе воплотить образ девочки Cosmopolitan, а Анна Иванова, натурально изображая такую деловую всеумейку, повергает в замешательство — на сцене ли все происходит или где-то во дворе?

Сам замысел пьесы и его реализация, нужно отдать должное драматургу Павлу Пряжко, очень ловко придуманы. Ненавязчивая, легкая история, собственно почти бессодержательная каким-то удивительным образом заставляет задуматься над серьезными проблемами. Если же воспринимать её условно, это позволит еще шире взглянуть на поставленные вопросы. Например, природа человека, его отношение к труду, его поведение в обществе, какие социальные роли берет на себя, его отношение к природе и его разрушительные способности. Хочется отметить сценографию. Очень стильно, лаконично используются декорации. Почему-то всплывает ассоциация с другим, вишневым садом, который обречен на гибель. Герои «Урожая», в отличие от чеховских, вандалят чужое хозяйство, прощаются с чужим садом и ведут себя как импотенты труда. Какой урожай они собрали? С чем остались, если не считать чувства собственной никчемности, распирающей их? Я думаю, что Урожай — это они сами и есть. Яблоки гниют при неправильном хранении и если повреждены. И подростки тоже начинают подгнивать в неправильном окружении, обстановке, без должного ухода, внимания и воспитания. Люди, если Вас аккуратно и с любовью собрать, то, пожалуй, и Вы доспеете до поры и станете, выражаясь метафорой, «вкусными».

В финале спектакля звучит песня группы System of a Down «Sky is Over», заканчивающаяся словами: «Хотя мы не можем этого позволить, Но небо над нами умирает... Небо — над нами».

Но не морщите лоб, это всего лишь комедия!

24.07.2012

Автор: Анна Дулевская

Купить билет