Любое существование человека достойно называться жизнью, стоит только смириться — на фестивале «LUDI» израильский театр «Zero» представил спектакль «Женщина в песках» по мотивам одноименного романа Кобо Абэ.
«Жизнь не такая штука, чтобы прожить ее в утешении... Там своя жизнь, здесь — своя, и всегда кажется, что чужая жизнь слаще... Самое противное — думать: что, если жизнь вот так и будет идти?.. Что это за жизнь? Этого ведь никто не знает...»
Кобо Абэ, «Женщина в песках».
На сцене бурыми полотнищами ткани выложен желоб. Это именно та песчаная ловушка, в которую попал японский энтомолог, изучающий насекомых пустыни. Казалось, мир закрылся от него плотным песчаным занавесом. Остались только он — и женщина. Странная женщина с воспаленными глазами.
Знаменитый японский роман насыщен размышлениями и внутренними монологами героя. Зритель слегка побаивался тяжести длинных заумных тирад — оказалось, зря. Мужчина в исполнении Олега Родовильского (по совместительству постановщика, сценографа и хореографа спектакля) плотным обьятием заключал зрителя в свой монолог, мысль зрителя четко двигалась за словами героя. Актер настолько выразительно говорил о песке, что, казалось, он к концу спектакля уже «скрипел» на зубах. Хотя в оформлении сцены песок не присутствовал. Хрупкая, трогательная Женщина в исполнении Марины Белявцевой (супруга своего партнера по сцене) робко и выжидательно смотрит на нового Мужчину, нового своего помощника в песках. Восхитительно спокойными и грациозными движениями она работает лопатой, огребает вечный песок. И вроде бы нет в ее руках лопаты, нет и песка. Есть только тростниковая палка, да груды прозрачной бурой ткани — а зритель видит тягостные, нависшие козырьки песочных глыб.
Легкая ткань великолепно обыгрывается в спектакле главными героями. Побег Мужчины из песчаного капкана превращается в неистовый танец-поединок с куском ткани. Актер настолько виртуозно управляется с материей, что порой зритель протирает глаза — ведь видится сыпучий песок. Очень эффектна сцена вытряхивания песка из одежды: Мужчина выбрасывает из рукавов прозрачные шифоновые тряпочки, ткань «сыплется» даже изо рта героя.
Принято считать, что песок — это бесплодная, сухая субстанция. Тем сильней эмоциональный накал в спектакле: здесь борьба с песком — засасывающей рутиной — это движение жизни. В течение спектакля ярость и негодование Мужчины против наступающего песка сменяется мудрым спокойствием. Лопата в его руках уже работает не так нервически-яростно, его движения становятся схожими с движениями Женщины. Ее болезненная непосредственность пробуждает в нем любовь, теперь «в его руках билет в оба конца — чистый бланк, и он может сам, по своему усмотрению заполнить в нем и время отправления, и место назначения». Сцена любви воздействовала на зал оглушающе — Мужчина и Женщина в радостных прыжках осыпали друг друга рисовой крупой. Вот как обыграна сыпучесть песка, а русский человек еще и вспомнил свадьбу с осыпанием жениха и невесты крупой!
Женщина по ходу спектакля тоже пребражается — она обретает свое тихое счастье. Это отчетливо прослеживается и в костюмах актрисы — сначала она одета в бесформенные бурые песочные лохмотья, следующий ее костюм — это черно-белое платье (почти счастлива), в финале — актриса в белоснежном (блаженство).
Зал — в неистовстве. Гремят крики «браво», аплодисменты, кажется, нескончаемы. Внутренний свет горит в глазах каждого — цените свою жизнь, любите ее. Кто сказал, что незыблемость абсолютно необходима для существования, а песок не пригоден для жизни? «Разве от стремления утвердить незыблемость не возникает отвратительное соперничество?».
Справка «ОП»
Театр «Zero» создан в 2003 году олегом Родовильским и Мариной Белявцевой. В 1995 году они переехали из Ташкента в Израиль и создали там свой небольшой театр. У Олега и Марины несколько десятков театральных проектов, участие в различных израильских и международных фестивалях. Необычное название театра — «Zero» — знак художественного риска, азарта, творческого эксперимента.
Руководитель театра «Zero» Олег Родовильский:
— Для нас очень важен собственный взгляд на мир, на литературу и на театр. Поэтому мы берем парадоксальный прозаический материал и, прочитывая его абсолютно по-своему, пытаемся сделать из него театр.
24.07.2012
Автор: Марьяна Мищенко