Жестокое счастье

«Письмо незнакомки» — репортаж из глубины любящего женского сердца. Стефан Цвейг посвятил Женщине одни из самых изумительных, проникновенных, изящных и душераздирающих произведений. Писатель с таким почтением и благоговением прорисовывал образы своих героинь — разных, одаренных, возвышенных, целостных, сильных личностей, — с таким вниманием и трепетом передавал их состояние и мысли, что лучшего автора среди классиков, так тонко, объемно и чувствительно-точно понимавших женскую психологию, едва ли можно назвать. Психея («дыхание»), она же Душа, предстает в первозданном, естественном виде — не поддавшаяся горестям, испытаниям, уцелевшая, чистая, светлая.

Если б только мог я ощутить, что возвращаюсь назад и снова попадаю в объятия реальности я бы умер... Умер счастливым.

Джим Моррисон

Моноспектакль «Письмо незнакомки» Независимого театрального проекта «Железно!» (Санкт-Петербург) основан на одноименной новелле Стефана Цвейга с использованием эпизодов и образов из двух других — «Амок» и «Двадцать четыре часа из жизни женщины». Режиссером Екатериной Ханжаровой выбрана очень деликатная форма подачи получившейся из сплетения трех новелл истории. Актриса Мария Синяева появляется на сцене и задает вопрос, обращая его к своему гостю — зрителю: «А Вы когда-нибудь любили? По-настоящему, искренне... Так чтобы до смерти?» — и, не дождавшись ответа, или же получив его во взгляде, предлагает рассказать удивительную историю любви. С этого момента перед нами предстает героиня из «Письма...».

Незнакомка с сияющими тихим морем глазами вспоминает рождение своих первых чувств, историю своей жизни. «Когда ты появился, мне было тринадцать лет», рассказывает она, то есть ей было столько же, сколько и Джульетте. Но Незнакомка не сразу, а постепенно начинает заражаться необузданной, мудрой, беспредельной, жертвенной и страстной любовью. Мария Синяева показывает зарождение и развитие чувств от девочки-подростка до взрослой женщины. Мы, вторгаясь в чужую жизнь, подсматриваем, как Она, будучи еще ученицей, часами простаивала возле дверного глазка, чтобы не пропустить, как возвращается домой беллетрист Р., как Она покраснела, когда Он сказал: «Большое спасибо, фройлейн»... Но если в новелле Цвейга чувства Незнакомки — это великий дар и талант, то в спектакле появляется мотив из «Амока», то есть некая одержимость, безумие, безудержность чувства.

Мария Синяева владеет прекрасными актерскими данными. Так похожая на прекрасную Ундину, она держит весь зрительный зал словно в ладонях. Спектакль полон воодушевленности, очарованности жестокой и великой судьбой Незнакомки. Кстати, у героини тоже есть некоторое сходство, роднящее её с мифологическим, сказочным существом. По приданию, ундины соблазняют мужчин, так как если родят ребёнка от земного человека — смогут обрести бессмертную душу. Так и Незнакомка обретает бессмертие в своей любви. «Ты изменил всю мою жизнь», — писала Она. И Он стал её жизнью.

Переживая все заново, Незнакомка вспоминала подробно и явственно далекое прошлое. И актриса показывала, воплощала то, что могла видеть в своем воображении разбитая трагической судьбою женщина, она воплотила в реальность художественный образ и заставила всех и каждого увидеть и прикоснуться к тому, что не каждому суждено испытать — Великую и всепоглощающую, безнадежную любовь.

24.07.2012

Автор: Анна Дулевская

Купить билет