Самарский Муниципальный театр драмы «Камерная сцена» привез на фестиваль спектакль по мотивам произведений Ивана Бунина «Натали». Признанного классика русской литературы многое связывает с Орловщиной. Его мысли и образы обрели здесь истинное бессмертие. Режиссер Софья Рубина попыталась хотя бы на мгновение вдохнуть жизнь в персонажей произведений Ивана Алексеевича.
Все просто и поэтично. Молодой человек Виктор Мещерский (Р. Бузин) приезжает на лето в имение дяди, обуреваемый мыслями о естестве и запретах любви. Сам не замечает, как оказывается вплетенным в паутину нежности и страсти. Его спутницы пленительно хороши. Соня (Е. Тавпеко) — притягивает иллюзией отсутствия запретов. Натали (Е. Мартынова) очаровывает гармонией первозданной красоты.
Произведения Бунина сложны для постановки. Его персонажи особенным образом воспринимают действительность, хотя и кажутся знакомыми, естественными. Они зачастую живут в противоречиях с собой и миром, пока не приходят к окончательной гибели или спасению. В этой логичности простоты на самом деле столько невидимых рифов, движений смятенной души, что задача режиссера донести историю до зрителя во всем ее истинном пленительном образе многократно усложняется.
Р. Бузин представил публике пишущего для потомков дневник молодого человека, у которого «планов громадье». Мечты о счастье, тайные движения страстей... Лейтмотив его жизни: «Как хорошо быть молодым». Разве можно спорить!
Сколько всего впереди. Но как терзает, как будоражит сама возможность первого шага к чувственной любви, к любви «без романтики». Эта мучающая завеса тайны, эта неприступная стена надежда. Чем больше желание — тем весомее преграды. Соня сулит разгадку, дразнит, манит... Сначала это сладостные муки, затем — шантаж, а после... Никто не знает, что будет после.
Режиссеру удалось очень мягко показать контрасты жизни. Виктор на взводе, полон восторженных предчувствий, кровь кипит... И в этот же момент тетя повествует о важности «дома трудолюбия». Соня хочет казаться смелой и современной, а Натали предстает естественной и скромной.
Но противоречия души всегда нанизаны на один стержень основу. Виктор отчаянно уверен: любовь — ложь, есть лишь страсть. Вот он же испытывает искренний душевный трепет.
Молодой человек как сосуд, который наполняют чувства, вызываемые двумя милыми девушками поочередно. Уже и самому не разобраться: где истина, где мечта. Нежность и страсть борются: «Как можно любить двух сразу и такой разной любовью». Но постановщик не склонен драматизировать. Это всего лишь жизнь. Лето прошло. Пройдет и молодость. Загадки найдут ответ и потеряют пленительность, а мечта останется, за что ей огромное спасибо. И только в старости груз упущенных возможностей напомнит о себе...
Режиссер стремился обогатить полотно спектакля, скрещивая пространства и сюжеты, сделать его приближенным к жизни текущей и настоящей. Душевные метания героя оттенены продолжительными моментами смены декораций, сюжетными вкраплениями. Однако на протяжении спектакля порой возникало желание сконцентрировать действо. Сделать некоторые моменты более четкими, оправданными, обусловленными художественной необходимостью. Правда, в этом вопросе не может быть однозначной оценки. У всех своя динамика, свои механизмы и темпы познания мира.
Зато сценография никого не оставила равнодушным (художник Г. Пашин). Антоновские яблоки светили героям, как звезды. Казалось, воздух был наполнен их ароматом, запахом соломы, томностью вечернего сада. Персонажи гармонично и привычно вписались в это пространство, относясь к нему максимально бережно.
Как же хочется научиться использовать все ресурсы, все возможности нашего существования во благо, ведь «для радости живем, для счастья». Как же хочется вечно оставаться молодым и влюбленным!
24.07.2012
Автор: Ольга Фролова