Дожить до рассвета

Зачем я жду рассвета? Рассвет не придет. Кому он нужен?

Рассвет нужен любому. А людям, для которых рассвет — это знак того, что удалось выжить, — в особенности.

Говорить о спектакле «Русского стиля» «Аты-баты» сложно. В первую очередь потому, что эмоции переполняют. Но не говорить невозможно по той же причине. Тема для спектакля выбрана непростая — военная. И война перед нами — не та великая война, в которой понятны правые и виноватые, не та, когда попросту ясно — против кого воюем. В данном случае — война абстрактная, война наших дней. Перед двумя молодыми солдатами-призывниками поставлена задача — взорвать некий объект. Им непонятно даже, настоящее это задание или очередная тренировка перед другим (на сей раз настоящим) заданием. Ребята оказываются в горах зимой без надлежащей экипировки, даже перчатки у них без пальцев, из-за чего руки мерзнут так, что невозможно терпеть. Пронзительный текст Евгения Гришковца (пьеса «Зима») натуралистичен. Герои писателя говорят именно так, как говорили бы обычные солдаты в таких условиях. И произнесенные со сцены слова звучат по-настоящему. Здесь нет места натяжкам и красному словцу. Жизнь и речь проста, естественна и безжалостна — как наше настоящее.

Ребята, оказавшиеся в бесчеловечных условиях, пытаются хохмить, приходят на выручку друг другу, не позволяя замерзнуть. Они понимают, что их бросили, видят, что никто ни разу не спросил их по рации не то что о самочувствии — даже о выполнении задания. Но тем не менее они остаются верны себе — себе и родине. Не разводят костра, не пытаются взорвать объект ранее и уйти с задания, даже не закуривают. Им не остается ничего. Даже имен — и тех нет у юных героев. Первый и второй — так называет их Гришковец, под этими же номерами и фигурируют они в спектакле. Но отсутствие имен в данном случае не стирает их лиц, напротив, акцентирует. Ассоциируется со статусом неизвестного солдата, что ли. Ставит множество вопросов — и дает ответы на них. Каковы сегодня наши молодые ребята? Да те же самые, что и много лет назад. Меняются времена. Не меняется только истина и верность своей стране.

Солдаты — не единственные герои спектакля. Они постоянно видят перед собой женские лица. Словно галерея, проходят перед ними лица одноклассницы, подружки, матери. И вот наконец визитерша принимает свой истинный облик — Снегурочка зимних гор, она же — смерть. Однако она не одерживает победы. Задание выполнено. И только тут. Когда уже некому ответить базе, раздаются позывные рации. И только молчание. Тишина. Рассвет, который наступает для других. Но все же наступает. Будут еще рассветы и закаты, а от героев остаются только фотографии на экране. И слезы на глазах зрителей. Но слезы это — светлые, потому что спектакль наполняет чистой, искренней верой в то, что человечество останется жить. Несмотря ни на что.

Спектакль держится не только на силе воздействия тематики и актерской игре. Здесь объединилось все: и музыкальное сопровождение, и световые эффекты, благодаря которым зритель попадает в атмосферу зимних гор, и, конечно, работа с экраном. Гармоничность спектакля в целом усиливает впечатление, производимое на зрителя. И каждый рассвет, который встретят зрители, думаю, будет для них теперь ценнее.

20.07.2013

Автор: Зоя Дякина

Купить билет