Элиас Файнгерш: смотрящий в небо

«Северозападный ветер его поднимает над сизой, лиловой, пунцовой, алой долиной Коннектикута...»

И летит он, свободный художник, странствующий артист, как ястреб из пронзительного стихотворения-исповеди Бродского, по миру со своей музыкой, непохожей на голос никакой другой птицы, и с сотней историй, добрых и мудрых, простых и сложных, понятных людям всех стран. Его, Элиаса Файнгерша, рады слышать и видеть, зрители в Европе, США, странах Скандинавии, Азии, в Японии, а теперь и в России. Элиас — человек ренессансного типа. Яркая одаренность, разносторонность, профессионализм, талант импровизатора в купе с обаянием и явно альтруистическим взглядом на мир высоко оценены как коллегами, так и мировой прессой, щедрой на комплиментарные комментарии в адрес Файнгерша: " Его музыкальность превосходна, его технические способности невероятны. Этот артист — нечто исключительное«. Коронованные особы и президенты среди счастливчиков, побывавших на его выступлениях. 17 июня в день открытия IV Международного фестиваля камерных и моноспектаклей «LUDI» халифами на час выпало стать орловцам, попавшим на авторский спектакль Элиаса Файнгерша «Саундтрек моей жизни». Артист был на сцене один, но это не мешало ему вести оживленный диалог со своим, условно говоря, внутренним «я», смонтированным по образу и подобию самого Элиаса и проецируемым на огромный экран. Диалог же аккомпанировал видеоряду, скроенному из фрагментов повседневной жизни артиста, наполненной странствиями, встречами с необычными людьми, непредсказуемыми событиями с открытым финалом. Музыкальная стихия спектакля творилась вокально и инструментально. Элиас Файнгерш использовал уникальный инструмент — тромбон с двумя раструбами, единственный в мире, много лет солирующий и на концертах, и в самой жизни тромбониста-виртуоза. Играл он, разумеется, вживую, что соответствовало и концепции постановки, которая, на мой взгляд, состояла в том, чтобы через рефлексию и объективированность восприятия прийти к образу целостного «я», не мотивированного ни временем, ни пространством. Элиас, художник с колоссальным пространством внутренней свободы, слагает мелодию своего личностного бытия, согласуясь с принципом «здесь и сейчас». Он ощущает драйв и красоту каждого конкретного мгновения, получает удовольствие от жизни, какие бы сюрпризы она сегодня ему не готовила, ибо знает, что дары её бесценны.

Вообще, если попробовать одним словом «обозвать» характер его художественной деятельности, думаю, лучше всего подойдет некое производное от латинского слова «настоящее», по аналогии с термином футуризм, произошедшим от латинского «будущее». Впрочем, скорость, ритм, динамика, завораживавшие футуристов, интерес к авиации, воздушным полетам, являющимся предметом изображения итальянской аэроживописи, играют важную роль и для Файнгерша, о чем он доверительно рассказывает зрителю фрагментами видеодневника.

Как же из обрывков, пусть и недавнего, но прошлого артисту удается воссоздать образ «я» нынешнего? Как получается сложить разноцветные, разнофактурные кусочки мозаики своей личности в единое панно? Если вы задумаетесь над этим вопросом, то осознаете, как бесконечно трудно упаковать многосложную человеческую натуру в компактный, отражающий реальность, живой образ, поскольку нам-то свойственно смотреть на себя только с одной определенной точки зрения, не различая целостную картину.

Предположим, мы возложили на себя эту задачу. С чего начать? Место рождения, учеба, работа — лишь куцая анкета, не воссоздающая наш внутренний мир. Писать мемуары? Это означает сковать себя какой-то концепцией, своим представлением об истории. Выход один: обратиться к субъективной линии жизни, к сугубо личностным воспоминаниям, в которых и проявляется наша индивидуальность. Другой свободный художник, француз, обожавший небо, летавший и во сне, и наяву, словами своего персонажа, Маленького Принца, прекрасно описал такой подход к познанию человеку: «...Когда рассказываешь им, что у тебя появился новый друг, они никогда не спросят о самом главном. Никогда они не скажут: „А какой у него голос? В какие игры он любит играть? Ловит ли он бабочек?“ Они спрашивают: „Сколько ему лет? Сколько у него братьев? Сколько он весит? Сколько зарабатывает его отец?“ И после этого воображают, что узнали человека».

Да, Элиас, и вправду, рассказывает нам о себе: о музыке, которую он любит, об увлечении дельтапланеризмом, о людях, с которыми ему интересно, об инсайтах, которые посещают его в невероятном круговороте творческой жизни. Все эти подробности и в совокупности, и по отдельности транслируют нам со сцены ощущение реальности истинного «я», представляют личность, а не личину, приоткрывают духовную биографию души. А музыка, озвучивающая героя, обгоняя реальность, устремляется за её пределы — в беспределье, туда, где физическое время не властно. Магическим образом, музыка придает персонажу и метафизическую глубину. «А вы ноктюрн сыграть смогли бы на флейте водосточных труб?» — повторяла я про себя, выходя из зала после спектакля, — «И, интересно, как звучал бы саундтрек моей жизни?» А Вашей?

Человек, говорили древние, это вселенная. Мне кажется, очень важно в наше суматошное время, когда люди разобщены и прячутся в собственные мысли, знать о том, чем дышит, о чем поёт вселенная рядом с тобой.

20.07.2013

Автор: Инга Радова

Купить билет