Спектакль Республиканского театра белорусской драматургии (Минск) «Три Жизели» по пьесе А. Курейчика основан на реальных событиях. Оттого и смех вперемешку со слезами, и печаль колет душу тонкими иглами, и обыденность безжалостна...
Режиссер-постановщик — художественный руководитель театра Александр Гарцуев.
Художник-постановщик — Андрей Меренков.
Неужели на однужизнь человеческую может быть уготовано столько испытаний. Неужели душа, одинокая, страдающая и мятежная, заслужила их. Как принять ужас и хаос нашей истории, разделив его сполна. Выстоять, выстрадать, простить...
Одна судьба, три актрисы.
Жизель весенняя (Вероника Буслаева), летняя (Людмила Сидоркевич), осенняя (народная артистка Беларуси Татьяна Мархель)... Год 1940, 1957, 1999...
Эпизоды, эпохи, разделенные рвами войн и потрясений, надежд на счастье и бед, сменяют друг друга, дополняя, объясняя, шокируя, вызывая улыбку, горечь, сострадание — самое искреннее и неподдельное.
Три женщины. Совсем юная, семнадцатилетняя. Живущая потерями и несчастьями. Пережившая их.
Сначала на сцене предстает конец истории, потом завязка. Сначала крушение мечты, потом ее зарождение.
Но это не мешает развитию и восприятию сюжета. Он сам —боль, которуюпропускают сквозь себягерои. Они словно рушат последние преграды между своим и зрительским сердцем. И ком в горле, и воздуха не хватает.
Не иначе горькая насмешка... Трогательная парижанка с нежным, воздушным, балетным именем Жизель оказывается в белорусской глуши, в стране, израненнойвойной и задушенной партийной идеологией. Где те милые дурачества, озорные девичьи косы, искры во взгляде и бесконечное море любви. Остался лишь флакон духов, пара фотографий и географический атлас, да синяя лампочка. Отчего мечты убивают, отчего всему чудесному суждена гибель... На смену белому великолепию Парижа, торту с 17 свечами пришли трудодни, удои, комбикорм, колхоз, магарыч... А на смену любви, дважды потерянной, не пришло ничего. Что в той Франции: «разве бесплатно прицеп гною дадут?»
Как прекрасны размышления папа? (Константин Воронов) о коммунизме, как комичны его реплики о том, что историю следует учить не иначе как по домовым книгам... Как заботлива мама? (Анна Масловская)...
Все в прошлом, во сне.
И люди вокруг другие.
Пошлый цинизм алкоголика Кольки (Дмитрий Давидович), «колхозная» философия Ивана Ильича (Сергей Шимко), вседозволенность Ханова (Андрей Добровольский), непонимание, искренность подруги Нины (Елена Боярова)...
Все пытаются адаптироваться в паутине реальности по-своему.
Зачем же столько прозы в нашей жизни. Дочь, ради которой главная героиня пожертвовала всем, своего будущего не ценит.
Как больно ранят Жизель слова ребенка, злые обвинения мужа — месть за собственную несостоятельность, за то, что у женщины когда-то была другая дорога. Судьба — жестокая нелепость. Искупление недолгого счастья.
Плачь-крик, разрезающий пустоту, неизмеримая горечь, отчаяние, безнадежность, унижения. Трудно передать накал игры трех актрис. Кажется, что их страдания — это энергия для какой-то чудовищной машины. Ей нужно все больше и больше. Неслучайны на сцене линии электропередач. Глубже рана — ярче свет.
Не о чем писать родным...
«Вы хоть там счастливые?», — задает по телефону почти забывшая родной язык «поздняя» Жизель отыскавшей ее после падения «железного занавеса» сестре (Наталья Холодович).
Все было, ничего не будет. Но нет и жалости к себе.
Не описать того покорного благородства, гордого преодоления, с которым героиня воспринимает действительность. В ее жизни многое зависело от собственного выбора, а многое было безжалостно перемололо жерновами истории.
Возможно, муж Сергей (Максим Брагинец) пал жертвой обстоятельств, но Жизель не позволила себе стать безутешной страдалицей. Ни одна «из трех» не позволила... Ведь «у каждой» был выбор: не вступать в ряды Ополчения, уехать во Францию, оставив дочь, эмигрировать на родину на склоне лет...
Такова жизнь, и она подходит к концу. Щедро вылиты духи, запретный аромат которых столько лет был единственным напоминанием о юности и весне. Куплено местона кладбище. Никакого цинизма, отвержения, упадничества. Все идет своим чередом.
Но душа все так же откликается на звуки музыки Адольфа Шарля Адана из балета «Жизель», рожденные в чреве старенького радио...
Три Жизели вместе на сцене. Но ведь они всегда были неразлучны. Единым организмом, единой душой. И ничто не ушло. Это прекрасно и больно. Никто не знает, на сколько частей время разорвет жизнь, что будет до и после.
Быть верным себе — вот достоинство. И никогда не жалеть о любви.
20.07.2013
Автор: Ольга Фролова