Кляксы симпатии

Спектакль смоленского Государственного драматического театра имени А. С. Грибоедова «Этюды любви» мог бы быть о сумасшедшей любви, но на деле он рассказывает о любовном сумасшествии... Он мог бы раскрывать тему взаимоотношения поколений, но голос истины, облеченный в философические формы, свелся к истерическому крику в нелепом одеянии.

По сюжету демонический герой Огольянц (Олег Кузьмищев), одержимый любовью к роковой красавице Гале (Ольга Федорова), губит жизнь ее, свою и девушек, на которых женится. Не удается избежать этой участи и Зое (Екатерина Максимова). Она давно в разладе непонимания с матерью (Инна Флегантова), искренне ненавидит незлобивого отчима — поэта-кофемана Владлена (заслуженный артист РФ Сергей Тюмин).

Зоя хочет докричаться до родительницы. Безжалостно и беспощадно. Но получается, что сказать ей просто-напросто нечего. Неясно, чего хочет девушка и зачем страдает. Зато у нее выходит очень ловко унижать отчима. Отчасти за то, что мать избрала его мужчиной своей мечты. Персонажи не смогли растворить в пространстве творчества «четвертую сцену», отделяющую их от зрительских сердец. Напротив, художником созданы пятые, шестые, седьмые стены — прозрачные полотна, за которые в любой момент можно спрятаться...

Утверждение Мефистофеля-Огольянца о том, что завтра нет ни у кого, есть только сегодня, лишает героев, и без того не обремененных актерами живыми характерами и прошлым, еще и будущего. Кажется, что все постепенно сходят с ума, ползая по сцене, скалясь и юродствуя.

Галя, облеченная в балетную пачку, — хромающая танцовщица. Знак того, что судьба красавицы сломана безжалостным поработителем. Но отчего-то не сострадаешь ей, неистовой, выбравшей виртуальную жизнь... Сергей Тюмин своей энергетикой и обаянием выделяется на фоне других. Но это, скорее, симпатия артисту, нежели Владлену, которого трудно безоговорочно полюбить даже за стихи, даже за жертву... Украли или просто потеряли доверие, искренность, смысл...

«Мама, я несчастная», — кричит Зоя. Вот этому веришь.

Откуда счастье в одержимом всеобщим бредом мире, где своя логики и диалектика. Огольянц ищет улыбку, какая бывает только у юных. Девушки приходят в его жизнь. Взрослеют и уходят. Так он побеждает время... Красиво... Фразу эту слышно вполне отчетливо. Но не видно. А как хочется объема, накала, игры... Невеста — манекен не в счет. Хотя лишь она осталась довольной всем без исключения, в т.ч. подаренным холодильником... Мешки на головах героев и сюрреалистическое погружение в неведомую бездну, — так все заканчивается...

И хорошо, что заканчивается...

Спектакль «Этюды любви» режиссера-постановщика Виталия Барковского — обладатель «Гран-при» III Международного театрального фестиваля «Смоленский ковчег», обладатель премии «За лучшую режиссуру» на IX Международном фестивале театрального искусства «Славянские театральнее встречи».

20.07.2013

Автор: Ольга Фролова

Купить билет