18 июня в театре «Свободное пространство» прошел спектакль «Спам». Люди, помимо своей воли, оказавшиеся в месте, просто месте без названия. Правда, не настолько подчинённому контролю, как в «Едином государстве» в романе Е. Замятина «Мы».
Но в этом месте всё время приходится быть напряжёнными, неестественными, всё время вынужденными делать то, что не нашло отклика в душе, не обрело истинный смысл. Не оттого ли вспышки агрессии, переходящие в рукоприкладство? И, в конце-концов, приходится смириться, и снова вести навязанный кем-то образ жизни. Монотонность будней, когда жизнь требует не только постоянного движения, но и сил, энергии, душевной и физической акробатики. Как не впасть в отчаяние в этом замкнутом, словно клетка, пространстве, удивительно напоминающем современный цивилизованный мир, с многоликой суетой, низводящей человека до уровня робота, посягающего на его душевное спокойствие? И что такое время? Важная, неотъемлемая часть мира или ограничение, ставящее всё существующее в определённые рамки? Есть ли смысл в текучести лиц, душ по ленте времени, их рождения, исчезновения? Философская тема о времени в спектакле, в отличие от научных трудов, затронута вскользь, словно прилетел ветерок — и упорхнул. Однако, безусловно, служит общему контексту.
В молчании, пантомиме развёртывается борьба. Герои ищут выход из странной ситуации, мечтая о свободе и, казалось бы, невозможном, счастье. Великолепная пластика телодвижений говорит об их силе, желании что-то изменить. Но не слишком ли затянулась эта схватка с бессмысленностью, прагматизмом? В мире, на сцене, где противоречивость фраз «...он научился стирать носки, но писать стихи он разучился» и «... он понял, что в стране, где он живёт, лучше быть плохим поэтом, чем хорошей прачкой», похоже, не ошибка текста, а выражение извращённости, доходящей до карикатурного абсурда.
Но в момент ослабления бомбардировок ненужной информации, люди начинают слышать. Не только звук капели, но и отзвуки прошлого, их детства. Душевный, психологический выход, предложенный Сергеем Минаевым в «Духless. Повесть о не настоящем человеке», когда изможденный, пропитанный несовершенством среды, главный герой вспоминает эпизоды своего детства, отголоском промелькивает в спектакле. На время спасает и фантазия, так свойственная человеческой природе. Ведь не случайно, почти всё в спектакле символично. Уход от реальности — представить, что море в банке с водой. Пока на глаза надеты очки для плавания всё представляется замечательным... Персонажи, мысленно находящиеся в другой реальности, в контрасте с окружающей обстановкой, со стороны выглядят нелепо. Но всё же, более счастливыми, чем в начале, играя с суетой- шариками. Дело даже доходит до объятий. Но механистичность пробирается и в эту сферу. Не давая чётких рекомендаций по разрешению ситуации, впрочем, как и идеально благоприятной концовки, спектакль ставит вопрос: а что всё-таки делать, чтобы опутанный спамом суеты, человек стал свободным и счастливым? Тема важная, интересная для современников. И, хотя, кто-то из зрителей, может заблудиться в туманности символической канвы действия (словно на некоторые эпизоды надета шапка-невидимка, догадайся, что под ней), постановка всё же сдвигает с места «уснувшее» «Я» современного человека. Даёт толчок к внутреннему изменению, осознанию того, что происходит. И должно произойти пробуждение от страшного, нескончаемого сна...
20.07.2013
Автор: Ольга Сокова