Среда обитания

Во второй день IV Международного фестиваля камерных и моноспектаклей «LUDI» был показан спектакль «СПАМ» театра для детей и молодежи «Малый» из Великого Новгорода. Действо, развернувшееся на сцене, представляло собой пластическую, концептуальную фантасмагорию, в стилевом отношении соединившую в себе и эксцентричный сюр, и односложный минимализм.

 Образы главных персонажей, современных девушки и юноши, обезличены, не конкретны, но наделены рядом надличностных характеристик, делающих их «одними из многих», «типичными представителями», как формулировали советские учебники. Рядовой художественный прием, но работает безотказно. Благодаря ему, легко вообразить себя на месте персонажей, узнать их в соседях по лестничной клетке, в собеседниках в студенческой курилке. Так обретается общий язык со зрителем и со временем, главное оружие которого — искренность. Среда обитания героев так же предельно схематична и выспренно виртуальна. Перед нами — трехмерный черных куб-вселенная, замкнутая сама на себе, в котором бессильно мечутся герои, напоминающие бабочек-однодневок, шутки ради, накрытых стеклянным колпаком. Образный рельеф этого утрированного псевдопространства, как и его интеллектуальное содержимое, откровенно куц, и символизирует собой явный регресс человеческого и творческого на фоне прогресса материального и технического.

Представлен он лишь несколькими предметами-знаками, отсылающими зрителя к тоталитарному миру всесильных мультимедиа, компьютерных, мобильных и прочих высокотехнологичных устройств, закабаливших современного человека, давно утратившего свободную волю, давно превратившегося из творца в управляемого, предсказуемого раба-проглота, который сверяет свою жизнь по кодексу консюмеризма и, в конечном остатке, бросает её в топку ненасытной утробы гламурного истукана потребления. По ходу спектакля, основным художественным языком которого является пластика, выясняется, что те безликие, искореженные современностью молодые люди готовы-таки стать новыми нигилистами, побороться за личностную свободу и индивидуальность, отстоять своё право на самоопределение. Юноша и девушка верят в любовь и противопоставляют её диктату безликой, торгашеской эпохи, унылой и депрессивной, где бестселлером становится книга «Все оттенки серого», где живую музыку, звуки природы заглушает примитивное, акустическое дурновкусие. На интернетном сленге объясниться в любви, да и просто высказать себя так, чтобы тебя правильно поняли, нелегко: «ИМХО» русский интернетный язык не столь велик и могуч, и слово «няшка» никак не способно отразить всю глубину и силу чувства — такая вот «печалька»...

Впрочем, в финале спектакля героям всё же удается преодолеть отчуждение и непонимание. Пластически хэппи-энд решен очень эффектно и врезается в память. Зрителю, не чуждому форм актуального искусства, безусловно, придется по вкусу это театральное портфолио «героев нашего времени».

20.07.2013

Автор: Инга Радова

Купить билет