Свободное пространство в четырех стенах

«Метод Гронхольма» (орловский театр «Свободное пространство») по пьесе современного испанского драматурга Жорди Гальсерана— спектакль — шоу, спектакль — шок. Кастинг на высокую должность, экзамен на умение держать себя, проверка на человечность.

Режиссер Никита Кудрявцев то аккуратно препарирует нутро человеческих страстей, то огромным ножом мясника с размаха рубит воздушные нити искренности и истины. На сцене всего четыре человека: Фернандо Порта (Михаил Артемьев), Энрике Фонт (Сергей Козлов), Карлос Буэно (Ростислав Билык), Мерседес Дегас (Елена Симонова). Такие разные. Сейчас они объединены схваткой за престижный пост начальника отдела международной коммерческой фирмы, всегда — борьбой за свое место в жизни. Кто устроил это испытание, эту безжалостную пытку?

Хитрость, глупость, предательство, цинизм, юмор на грани сарказма — что выбросит на одинокий берег волна следующего этапа «собеседования»?

Какие человеческие пороки и страсти суждено осветить скучной офисной лампе? Как эти люди красиво играют, как они тасуют идеи и события, как ловко находят общий знаменатель добра и зла, очаровывают. То влюбляют в себя очередной шуткой, то вызывают отторжение неискренностью.

Их диалоги — кровавая драка, сражение на шпагах, пинг-понг на зеленой лужайке. Диву даешься, насколько сильна уверенность, что каждый — лучший, достойнейший, непогрешимый...
Персонажи и на Страшном суде были бы себе самим не менее искусными адвокатами.

Хотя, может это и есть Страшный суд. 84-минутный. Со множеством зрителей. Нет ничего безосновательнее, чем полная уверенность в своей правоте...

Сюжет — детективный по своей сути — психологичен по замыслу и реалистичен по духу. Кажется, что балом правит невидимый некто, подбрасывающий очередное задание. Но на самом деле это прошлое каждого, накипь человеческой души становится топливом для развития интриги и наполнения действа. Каждый испытывает другого вместо того, чтобы здраво оценить себя.

Кто-то из этих четверых окажется «судьей», экзаменатором. Но не по праву морали, а ввиду должностных обязанностей... А кто-то, пройдя через подавление личности, мощнейший психологический пресс, окажется победителем. Получается, мы готовы на любые испытания, унижения, шантаж ради заманчивого предложения. Теперь и душа — товар, имеющий свою цену.

Хотя спектакль неумолимо движется к развязке, распутывая клубок интриги, постановка оставляет в сердце каждого больше вопросов, чем ответов. Где грань между «менеджером» и «человеком»? Каково их процентное соотношение в отдельно взятой и наделенной полномочиями личности? Герои такие разные. Со своим характером, прошлым, настоящим и даже будущим.

Мерседес, на первый взгляд, утонченная и обворожительная, оказывается леди со стальным характером. Ее чувства и бесчувственность идут в одном комплекте. Легко взаимозаменяемы.
Энрике с его «поверхностным знанием» всяких психологических штучек и шутками. Весьма симпатичен, но так ли прост...

Карлос — рубаха-парень. Крепкий орешек. Но настолько ли он стоек на самом деле, когда судьба или сценарий заставляет его вступить в конфликт с собственной натурой. Фернандо — есть ли шанс победить у этого странного человека, похожего то на жулика, то на праведника, то на мелкого мошенника, то на полководца? Жаль его. Но есть ли повод сострадать по-настоящему?

Некоторые жесты Фернандо явно отталкивают. Но заслуживает ли он презрения? Эта двойственность всех и вся царапает сознание ржавым гвоздем точно так, как схема разделки туш на заднем плане коробит взгляд...

У каждого своя роль. В спектакле, в жизни. Если успех — это путь, а не цель, то скольких придется устранить на этом пути, оставить недвижимыми в пыли обочин... Два шага остается до разгадки. Пролиты все слезы, подарены все лживые улыбки, выдвинуты все гипотезы, исчерпаны аргументы. Эти краткие мгновения — последний шанс для того, чтобы остановиться. Личный кабинет. Гонорар со множеством нулей. Одиночество. Безразличие.

Чувственность. Победа. Поражение. Люди. Марионетки. Тупик. Свет в конце туннеля...

Смешалось все. И лишь одно утешает: окончательный выбор остается за каждым из нас.

20.07.2013

Автор: Ольга Фролова

Купить билет