Недавно на сцене театра «Свободное пространство» зрителю был представлен спектакль «Метод Гронхольма», поставленный по одноименной пьесе испанского драматурга Жорди Гальсерана. Сюжет, казалось бы, знаком многим и не блещет изобретательностью. Обычное собеседование. На деле же на сцене разворачивается увлекательная игра. Настоящий детектив...
Сейчас необычайно популярным в театре стало направление doc. Со сцены режут всю правду матку без цензуры и преуменьшений. Имеет ли такое направление место быть, решать не мне. Могу только отметить, что «Метод Гронхольма» также иллюстрирует нам остросоциальные проблемы без всяких прикрас, но более деликатно и изысканно, что ли. Мир поглотила «офисная лихорадка». Каждый стремится работать в престижной компании, занимать солидную должность, получать достойную зарплату. А какими методами достигается цель не так уж и важно. В современном обществе мало кто играет по правилам. Все предпочитают носить маски, порядочные, но алчные. Через мораль порой можно и переступить. Конечно, если очень захочется и цель оправдывает средства.
В данном случае цель весьма достойна: пост коммерческого директора в крупной международной компании. И на это место есть четыре кандидата. Каждый профессионал в своем деле, компетентен, находчив и весьма амбициозен. Выбор непростой. Непростым оказался и подход компании к проведению решающего собеседования. Оставшись один на один, соискатели должны сами выбрать, кто из них выйдет победителем из «игры». А уж конкурсы ой как далеки от монополии и различных шарад. В ходе собеседования всплывают такие подробности, о которых обычно умалчивают. Но маски в сторону, идем в ва-банк. Главный приз слишком ценен. Каждое собственное слово подбирается с доскональной точностью, а информация дозируется маленькими порциями. Речи же конкурентов прослушиваются с небывалым вниманием. Особенно, когда по заверениям компании в комнате находятся не только претенденты на должность, но и «подсадная утка».
Сюжет спектакля настолько закручен и запутан, что действие больше напоминает не собеседование, а увлекательный детектив. До последнего момента не ясен исход, а, когда все карты раскрыты, остается только удивляться и неудомевать. Хотя, стоит отметить, что «Метод» стоит смотреть как минимум два раза: первый — глазами детектива, второй — глазами психолога. Уж слишком много интересных и важных деталей упускает зритель в первый просмотр. Но не будем раскрывать всех секретов. Лучше один раз увидеть, чем...
Пьеса сложна для постановки тем, что действия как такового в ней нет. Проходит собеседование, герои практически не двигаются. Все завязано на диалогах. А зрителю массу текста усваивать непросто. Тут вся творческая группа сработала на ура. Постановщик Никита Кудрявцев (г. Москва), несмотря на свой достаточно молодой возраст, имеет немалый режиссерский опыт. Под его руководством диалоги персонажей становятся похожи на словесную дуэль, где каждый мечтает больнее зацепить конкурента, а себя показать в более выгодном свете. Да и информации заполучить больше, чем остальные. Вся ситуация настолько увлекает, что практически два часа спектакля пролетают незаметно. И все без антракта. Правильно расставленные акценты заставляют зрителя в нужных местах засмеяться (а таких мест немало), кое-где задуматься о вечном. И на протяжении всей постановки ужасаться нелицеприятной действительности: все это происходит не только на сцене, но и в жизни.
Что же касается оформления «офиса», то тут все лаконично, элегантно, презентабельно и к месту. Ощущение, что ты действительно находишься в конференц-зале какой-нибудь крупной компании. Жалюзи, играющие роль занавеса, современная картина, являющаяся непосредственным участником событий, с изображение коровы — весьма необычные решения художественного оформления. За это огромное спасибо Марии Тепляшовой-Белогорцевой (г. Москва).
Актерский состав. Тут глазу точно есть на что полюбоваться. Артисты непрерывно находятся на сцене в ходе спектакля. Нужно все время поддерживать атмосферу напряжения и не терять хватку. При этом масса текста у каждого не играет на руку. На помощь приходит только импровизация и коллеги по сцене. А они не подведут. Михаил Артемьев играет Фернандо Порта — главного героя происходящего. Уверенный в себе, не знающий латентности (сострадания), он готов потерпеть столь дурацкую игру ради лакомого кусочка — поста коммерческого директора. Господин Порте предпочитает или отшутиться, или же говорить напрямик. Из края в край...
Сергею Козлову досталась роль Энрике Фонта — изворотливого и находчивого коммерческого директора небольшой компании, мечтающего что-то поменять в своей жизни. Судьба у персонажа непростая, даже трагическая. Но Энрике борется и делает это достойно. Также он весьма хитер и наблюдателен. Зрителя определенно порадует новая роль Сергея. Уж больно он в ней хорош.
Но больше всего удивляют (в хорошем смысле этого слова) Елена Симонова и Ростислав Билык. Для них «Метод Гронхольма» — настоящий счастливый билетик. Елена за годы работы в театре в большинстве своем играла романтичных и лирических особ. Здесь же актрисе достался яркий образ Мерседес Дегас. Настоящая бизнес-вумен, готовая идти по головам и оставить все свои проблемы за дверью кабинета. Сильная, умная, стильная и напористая. На данный момент это одна из самых успешных ролей Елены. Она уж точно выделяется из ряда остальных. Ростислава же мы привыкли видеть в образе сильного, смелого и храброго мужчины. Этакий Геракл, которого он в свое время и играл. Персонажи хорошие, но в плане внутреннего содержания не настолько богатые. Роль же Карлоса Буэно раскрыла Ростислава как актера. Для меня уж точно. На первый взгляд, обычный парень из золотой молодежи получил хорошее образование и теперь хочет занять престижную должность. Но все намного глубже и серьезнее. Отрывок спектакля, посвященный Карлосу, показывает, насколько Ростислав вырос в профессиональном плане за эти годы. Ему блестяще удалось передать характер и чувства персонажа. Он выступает наравне с остальными героями, хотя и привносит меньший вклад в общее дело.
Посмотрев спектакль, зритель определенно задумается: «А что только что было? Неужели мы настолько потеряли себя, что готовы все отдать ради какого-то престижа? Надо же бороться! Но с кем?» Наверное, это главный вопрос постановки: мы боремся с обществом, его устоями и надуманными правилами или же с собой и своими призраками? Готовы ли мы отказаться от самого себя? И для какой цели? Ответ каждый найдет сам. Как и в «Методе Гронхольма».
20.07.2013
Автор: Ксения Ковалева