Спектакль «Оскар и Розовая дама» — очередное воплощение всемирно известного произведения Э.-Э. Шмитта на российской сцене. Это трогательное и светлое произведение о жизни, боли и ее преодолении, о Боге неизменно привлекает внимание читателей, постановщиков и зрителей. И вот — моноспектакль Галины Репной, заслуженной артистки России, актрисы Областного драматического театра им. А.В.Луначарского (Пенза).
Начинается спектакль с появления на сцене непременных спутников каждого ребенка — игрушек. выкатывается красный мяч, с негромким рычанием выезжает управляемая машинка, и только затем на сцене появляется актриса — сначала в образе Розовой дамы, тети Розы, которая начинает зачитывать первое письмо 10-летнего мальчика Оскара, адресованное Богу. вроде бы в этом нет ничего необыкновенного: дети пишут письма Деду Морозу, иногда — литературным героям или придуманным ими самими персонажам. А вот Оскар решил написать Богу, что ж в этом такого? Но не все так просто.
Первое же письмо мальчика рассказывает о том, что ему поставлен страшный диагноз — рак, и ребенок уже давно находится в больнице, проходя всевозможное лечение: химиотерапию, пересадку костного мозга... Но при этом — ни одного слова о боли, только о жизни и неукротимом желании жить дальше. Оскар рассказывает Богу о ребятах, которые лежат вместе с ним в больнице, о врачах, своих родителях и в особенности — о бабушке Розе, которая приходит посещать больных детей в качестве волонтера. Эта женщина занимает особое место — не только в повествовании, но и в жизни мальчика.
История смертельно больного Оскара и бабушки Розы разворачивается на сцене, словно картина, написанная широкими мазками. Диалоги главных героев, мастерски разыгранные Галиной Репной, вызывают то искреннюю улыбку, то слезы. Игрушки — постоянные спутники Оскара — выполняют множество функций. Они то иллюстрируют отношения ребенка с родителями, которые не могут придумать для него никакой лучшей поддержки, кроме обилия подарков каждое воскресенье; то выступают в роли друзей по больнице в беседах с ним. Эти разговоры то ли умиляют, то ли вызывают искреннее сочувствие малышу, оставшемуся в абсолютном, но при этом тщательно скрываемом одиночестве. Одиночество — в том, что никто не решается сказать Оскару об истинном положении вещей. Даже родители не могут увидеть его, поговорить с ним после беседы с врачом, подведшей окончательные итоги. И тогда, обвиняя ближайших ему людей в трусости, Оскар зовет на помощь единственного человека, который, как он надеется, не станет скрывать от него правду — бабушку Розу.
Бабушка Роза, Розовая дама — пожалуй, интереснейший персонаж спектакля. Режиссерское решение подчеркивает это понимание. Именно бабушка Роза начинает зачитывать каждое письмо Оскара Богу. Для человека, уже знакомого с исходным произведением, такое решение вполне понятно. Того же, кто не успел прочесть повесть, такой подход как бы подготавливает к итогу. Мальчику Оскару не суждено спасти собственную жизнь. Зато судьба его поможет и бабушке Розе, и множеству тех из нас, кто сомневается — нет, не в Боге и не в существовании потусторонних сил — но в справедливости, истине, жизни как таковой.
Розовая дама предлагает Оскару сначала написать письмо Богу. Затем — вступить в необыкновенную игру, основанную на легенде о 12-ти прекрасных днях. В каждый из этих дней мальчик проживает по десять виртуальных лет, и очередные письма — это не просто описание прожитого дня, но и выводы пожившего человека о каком-то десятилетии. Мудрость мальчика оказывается сильнее, больше, жизненно выдержанней, нежели мудрость и выводы взрослых. Любовь, брак, семейные неурядицы проходят перед нашими глазами, и размышления Оскара во многом помогают каждому из зрителей (невзирая на возраст и пол) понять себя и окружающих его людей. Чем дальше, тем короче становятся письма ребенка, обращенные к Богу. Мальчик сначала разговаривает с ним, как с равным себе (возможно, именно потому что верит в него немногим больше, чем в Деда Мороза?). Но каждое новое письмо раскрывает все новые размышления, состояния Оскара. Взросление, готовность к смерти, христианское смирение приходят в его простую и вместе с тем трагическую жизнь. Нового Бога герой открывает для себя в часовне. Тускловатая лампочка, зажигающаяся над головой мальчика, несколько впереди, — это не только передача места действия, не только визуальное обозначение горящей церковной лампадки — это еще и символ открывшейся для него новой истины. Умирающему ребенку открывается страдающий Бог, и этот Бог более близок ему, чем равнодушные изображения на иконах. Именно ему Оскар готов доверить все свои тревоги. С этого-то момента изменяются интонации Галины Репной. С этого момента открывается новый Оскар — тот, который своей судьбой помогает другим выжить в нашем непростом мире.
Смерть Оскара бабушка Роза переживает наравне с его родителями. Она признается, что этот мальчик, ни разу не упомянувший о боли, но всегда говоривший о своей любви к миру (даже если речь шла о чем-либо ином), научил ее любви к Богу, настоящей, искренней вере. Вероятно, именно для этого была написана повесть. Вероятно, для этого и обращаются к ней режиссеры и артисты — чтобы показать любому из тех, кто придет на спектакль, что важно просто верить, просто жить каждый день. Воспринимать, видеть каждый миг как в первый раз в жизни. Такое даровано немногим. Оскару — даровано. И умирающий мальчик может научить нас жизни. А слезы, искренние слезы зрителей — лишнее тому доказательство.
20.07.2013
Автор: Зоя Дякина