Орловские зрители вместе с Эдипом совершили «путь в Колон» на фестивале «LUDI 2016»

Греческий режиссёр Василис Лагос вместе с супругой и помощником Ангелой на VI Международном фестивале камерных и моноспектаклей «LUDI» продемонстрировали возможности своей творческой лаборатории

Экспериментальная и творческая среда — это то, что априори сопровождает театральный фестиваль. В былые времена «LUDI» уже удивлял зрителей афишей, встречами и бурными обсуждениями спектаклей, читками современных пьес. А в этом году и вовсе пригласил харизматичного мастера родом из Греции, чтобы тот за неделю поставил с орловскими артистами спектакль.

Эксперимент для Лагоса не новый. Он уже работал с русским театром и ставил нечто похожее с актёрами пермской обители Мельпомены «У Моста»: в 2013 году театральные критики даже писали о том, что в авторском театре Сергея Федотова открылся «античный сезон». Это была масштабная постановка греческой трагедии «Царь Эдип», так сказать, во всей её аутентичности.

Примечательно, что театр Василиса Лагоса не репертуарный, это театр процесса, действительно лаборатория. И сценическая выразительность зависит от «здесь и сейчас», конкретных артистов, конкретных зрителей.

Древнегреческая драматургия (а мы помним, что театр родом из Древней Греции) прочно смыкалась с мифологией и выводила на сцену истории Богов, героев и людей. При этом в фокусе внимания древних авторов было именно общение с божественными силами, которые иногда неожиданным образом устраивали самую, казалось бы, безнадёжную судьбу («deus ex machina»). Трагедия или комедия превращались в священнодейство. И Василис Лагос демонстрировал понимание театра, противоположного нашему, психологическому. В нём происходит энергетический всплеск, внутреннее очищение, обнажение души, или катарсис.

И в задачу Лагоса входило пропустить эту истину через души занятых в постановке артистов. Показать им, как в театре пройти духовный путь, очистить себя до состояния человека.

Как это происходило в деталях? Ответить затруднительно, ибо зритель видел лишь финальный результат. А вот что испытали артисты за недельную подготовку, останется за занавесом.

Режиссёр выступил для артистов орловских театров и студентов ОГИИК даже не наставником, а проводником — задал особенное направление мыслям и чувствам, освободил натуру актёра от всего лишнего и призвал погрузиться в творческий процесс самовыражения и сделать вневременную историю. Для этого не понадобилось осовременивать доступными сегодня театру средствами трагедию Софокла «Эдип-Царь», а уйти в корневое восприятие и понимание театра. С его метрикой и метафизикой. Поэтому внимание уделили музыкальной составляющей — пению, ритму, а также пластике.

«Я здесь представляю модель того, как мы можем приблизиться к эпическому или трагическому логосу. Метрические аналоги и грамматические можно найти в русском языке, что сближает его с древнегреческим более, чем новогреческий с праязыком. Это мы поняли на практике», — так о поисках в области формы и особому вниманию к гекзаметру рассказал зрителям сам Лагос.

По сюжету в Фивах слепой жрец Тиресий открывает царю Эдипу страшную истину: он, по незнанию, совершил преступление в отношении собственных отца и матери, и теперь город терпит бедствия до тех пор, пока, по велению Аполлона, не будет изгнан преступник. Так совершилось пророчество, над которым Эдип был невластен. Но он сам выносит себе приговор и ослепляет собственные очи. И вот, будучи лишённым физической способности видения, Эдип должен обрести внутреннее зрение, выйти за пределы бренного тела и осознать своеобразие телесного существования человека. В сопровождении дочери Антигоны Эдип, искупающий грех страданием, появляется в предместье Афин — Колоне.

Этот путь познания артисты (Эдип) проходят с завязанными глазами: они в пределах театральных помещений преодолевают разного рода препятствия (см. видео и фото), но ни на минуту пути не прекращают.

При блокировании зрения в течение полутора часов, без сомнения, активизируются другие органы чувств людей играющих: вот они испытывают собственные вкусовые ощущения (когда на малой сцене им преподносят фруктовый десерт), пытаются разобраться с воздействием на слух (жутковато, наверное, когда громко лопается воздушный шар под твоими ногами), учатся постигать изменения тела в пространстве (переходы по лестницам, развороты, скольжения босыми ногами по краске), получают много информации через осязание (особенно на этапе омовения ног). И при этом вроде бы помнят, что они артисты и у них в голове должен быть текст.

Насколько изменится восприятие мира, если условия телесного существования ограничены, но рядом оказывается тот, кому можно доверять, тот, кто станет твоими глазами?

Помогают, поддерживают (в буквальном смысле слова), направляют «Эдипа» зрители (Антигона). И только благодаря ей путь в Колон преодолевается. И разрешается счастливой развязкой.

Пара-тетральное действо, как его охарактеризовал Василис Лагос, в полном смысле слова спектаклем (в том понимании, к которому мы привыкли), назвать сложно. Но у жанра есть ещё один синоним — семинар. По моему мнению, это был уникальный мастер-класс для артистов, направленный на самоуглубление, постижение опыта истинного видения. Надеюсь, это сыграет только на пользу тем, кто уже пришёл в актёрскую профессию или только собирается это сделать. Лично я как зритель получила интересное переживание — быть Антигоной и сопровождать Эдипа в Колон. И это отличный подарок фестиваля «LUDI 2016».

09.06.2016

Автор: Ирина Крахмалева

Источник: Городской портал InfoOrel.ru

Купить билет