Постановку «Правила быть счастливо несчастным» показали на Международном фестивале LUDI-2016
То, что привезла в Орёл Джулия (или, по-нашему, Юлия), — театр социальный. В Европе принято вслух говорить или даже «кричать» об острых проблемах современности, защищая права униженных и оскорблённых. В том числе защищать силами искусства.
От имени кого говорила Джулия (спектакль шёл на английском с русскими субтитрами; а ироничные обращения «к случайных прохожим», написанные на картонных листах, конечно, были на русском)? В интервью она замечала, что отчасти проблема выживания в состоянии, когда тебя выгнали из дома, коснулась её семью, её бабушку. Но это — не частный случай. Лиц, не знающих куда преклонить голову, без определённого места жительства, по всему миру — миллионы. И среди них — немало детей. Поэтому героиня спектакля итальянка Нина говорит от своего имени, от имени возлюбленного (он родом из Испании, но потом уехал и пропал в Америке) и обширного круга сумасшедших, больных, бездомных, находящихся на обочине социальной жизни. Вечные странники, чей удел — одиночество даже в больших и шумных городах.
Мы видим Нину разной — то нарядной и благополучной (жгучая, смуглая брюнетка в белом воздушном сарафанчике и шикарной шляпе выглядит эффектно), то подорванной страданием (сцена в церкви, когда приходится расстаться ребёнком), то ищущей (ждёт писем от любимого), то подавленной (в ожидании милостыни и милости — от людей и судьбы). Меняется её жизнь, изменяется её внутренний и внешний облик. Джулия умело использует пластику и мимику для выражения состояния героини: так, яркий блеск в глазах на мгновение затухает под влиянием исполенного безумием взгляда; цветущая красота скрывается под размазанной по лицу краской; а венец творения начинает напоминать пугало... На сцене есть и ожившая маска: вешалку с пиджаком, маску со шляпой артистка превращает в персонажа мужского пола; маску в начале и в финале спектакля надевает и сама героиня.
На сцене оказывается довольно много предметов: одежда (причем аж три шляпы, и каждая — как акцент в спектакле), аккордеон (инструмент Нины) и укулеле (инструмент испанца), склеенные скотчем газеты, фонарь, стул... Режиссёр Эльзе Мари Лауквик и актриса Джулия Филиппо придумали для каждой вещи свой смысл, заставили вещи играть двойные, а то и тройные роли (ножки стула с надетыми на них сапогами обращаются в ноги; аккордеон — в печатную машинку; шляпа — в корзину с младенцем и т.д.). А ещё Джулия чУдно улыбается и плачет песнями романских народов, успевая при этом одной рукой играть на аккордеоне, а другой — переодеваться.
Спектакль не погружает зрителя на невиданную глубину, не выворачивает душу наизнанку. В постановке нет свойственного русскому театру пространству саморефлексии. Но есть мастерское перевоплощение в персонажа, рассказывание истории с ясно выраженной моралью. И в эту историю начинаешь верить. Верить в том, что можно вернуть мир для тех, кто оказался на самом краю, что кроме прошлого под сомкнутые очи той, что мокнет под дождём и ловит случайно брошенные взгляды проходящих мимо незнакомцев, пробирается образ будущего, и в нём есть место песне и улыбке, а значит, есть место счастью и свободе. Как не сбиться с пути тому, кто взял за правило быть счастливо несчастным?..
Кстати
Театр «Itinera» был создан в 2009 году в Дании и в 2010 году компания переехала в Колумбию, а затем Мексику. Первый творческий проект «metaMORPHEOsis» был создан в 2010 году благодаря конкурсному гранту и спектакль побывал на гастролях в Южной Америке, был представлен в тюрьмах, учреждениях для малоимущих, в сообществах семей, имеющих детей с психическими и физическими проблемами. Театральная компания проводит творческие мастерские в Южной Америке и в ходе работы уже было создано два спектакля, один из которых «Правила быть счастливо несчастным» был презентован в театре Одина, театре Каса де Артистас, на фестивале женщин в Колумбии, в театре Росси (Италия, Пиза).
07.06.2016
Автор: Ирина Крахмалева
Источник: Городской портал InfoOrel.ru