О фестивальных спектаклях

«ЭТО Я — ЭДИТ ПИАФ»: камерный драматический театр, Вологда

Линия жизни

Хотя «суд» — совсем не то слово для проникновенной лирической исповеди у самого края жизни, которую представила заслуженная артистка России Ирина Джапакова.
Ее героиня, сотканная из фактов непростой биографии неповторимой певицы, литературных размышлений Нины Мазур и режиссерского видения Якова Рубина, не могла оставить равнодушной.
Конечно, теперь у каждого Эдит своя. Но очаровательный, немного с хрипотцой голос Ирины Джапаковой, ее рыжие кудри, яркая женственность, сила таланта не могли оставить равнодушными.
Рассказ о жизни, полной радости творчества и отчаяния потерь, Пиаф начинает с совершенно неожиданных слов: «Я умру». Рефрен этого трагического ожидания, словно страшная констатация будет пронизывать весь спектакль. Но вместе с тем он рождает истину и доверительность в наивысшей степени.
Героиня со страстью хочет вписать свою маленькую жизнь в историю огромного мира, опасаясь остаться непонятой. Черным скотчем на стене она выводит свое имя. Неблагозвучие этого жуткого скрипа контрастирует с богатством голоса, как жизнь и смерть, горе и радость.
Порой воспоминания приносят не то что душевную — физическую боль певице, прошедшей путь от маленького воробышка, до прекрасного лебедя... Черного...
Ирина Джапакова заливается звонким смехом и задыхается от слез, порхает и стоит неподвижно от обрушившегося горя. При этом актриса почти не расстается с микрофоном — символом великого служения и былого счастья, спасительной соломинкой.
Она смотрит в зеркало прошлых лет и видит там девочку, взрослевшую на страшных улицах, девушку, познавшую великую тайну любви и потерь, женщину, которую судьба обрекла на ужасные страдания, паяца и даже старуху... А еще — своих ангелов-хранителей и демонов.
Ловко манипулируя образами, символами, историями, Ирина Джапакова дает понять, что нет «Сейчас» и «Тогда». Прошлое всегда рядом с Эдит, как неизбывная черная тень. И каждый день, каждый миг нужно карабкаться вверх, вытягивая себя саму за волосы. Стремянка, становящаяся центром действа, в этом отношении крайне символична.
Рассказывая страшное, Пиаф не просит о снисхождении. Жизнь невеселая штука... Тем, кто любит, можно многое простить. Без адвокатов и признаний.

Ирина Джапакова поведала непростую историю певицы, в которой боль и призвание всегда шли рука об руку, не давая впасть ни в отчаяние, ни в эйфорию. Перед талантом все условность — и красота, и страдание. Из темноты женщину выхватывали лучи прожектора точно так, как она выхватывала из прошлого моменты взросления, полета и падения Эдит Пиаф.
Кто же такая Эдип Пиаф в постановке?
Сильная и слабая, простая и необыкновенная женщина, которая любила и была любима, которая страдала и пела — как дышала.
В ее жизни было много горя и, пожалуй, одна главная награда — голос, никогда не изменявший.
Она счастлива, она ни о чем не жалеет.

Ольга СУДАРИКОВА

На фестивале «LUDI» выступила Эдит Пиаф
Моноспектакль Ирины Джапаковой заставил публику рукоплескать.
Журналисты городского портала vOrle.ru активно посещают спектакли в рамках VII Международного фестиваля камерных и моноспектаклей «LUDI». За их плечами авторское прочтение романа Достоевского «Карамазовы», наивные и искренние «Пять историй про любовь», мистическая «Кайдара»... В этом изобилии, казалось бы, уже ничем не удивить, но тут на сцену вышла она — легендарная французская певица, обладательница незавидной судьбы, неподражаемая Эдит Пиаф. Зритель встречает героиню в тот момент, когда она неизлечимо больна. Предчувствуя скорую кончину, она решает надиктовать на магнитофонную пленку правдивую историю своей жизни, рассказать ее всему миру, чтобы лживые репортеры не опорочили ее имя и после смерти. Каждый новый отрывок начинается одинаково: «Это я — Эдит Пиаф. Я лежу на больничной койке, записываю свои воспоминания...». Каждый следующий эпизод жизни французской певицы еще более трагичен, чем предыдущий, и пережить все это довелось вологодской актрисе Ирине Джапаковой. Ее талант, ее умение погружаться в душу другого человека и, конечно, невероятный вокальный дар заставил переполненный зал буквально рыдать и выкрикивать: «Браво!». Маленькая ослепшая девочка благодаря Ирине Джапаковой переродилась в ту, что пела: «Я родилась воробушком, и живу воробушком, и умру воробушком!» на улицах Парижа. Затем в ту, что покорила французского зрителя, ту, что пережила смерть дорогого человека, настоящую любовь и ее гибель, наркотическую зависимость и гонения. Она, эта вологодская артистка, сумела оживить несравненную Эдит Пиаф, стать ею и показать весь трагизм жизни. И лишь за это Ирину Джапакову можно назвать лучшей актрисой фестиваля «LUDI».

Ирина БАШКАТОВА
Источник: ООО «Регион центр»

13.06.2017

Купить билет