О фестивальных спектаклях

«ПЯТЬ ИСТОРИЙ ПРО ЛЮБОВЬ», Государственный театр «Суббота», Санкт-Петербург

Интервью с режиссером спектакля Татьяной ВОРОНИНОЙ

Интернет-портал «ИнфоОрел»

Сочинение про взросление, или это — про нас

Вечером 8 июня на большой сцене «Свободного пространства» питерский театр «Суббота» (ведёт свою историю с 1969 года) представил «Пять историй про любовь» по пьесе Елены Исаевой «Про мою маму и про меня» в режиссуре Татьяны Ворониной (г. Москва).

Татьяна Воронина, приехавшая в Орёл, нам рассказала о том, как рождалась её постановка: «В театре „Суббота“ я приглашенный режиссёр. Спектакль поставлен три года назад. Я его давно не видела. Это мой первый опыт сотрудничества с театром „Суббота“. Но есть у меня там ещё одна постановка — „Спасти камер-юнкера Пушкина“. Пьеса Исаевой мне понравилась тем, что в ней можно много сочинять на сцене, использовать игровой театр — это эстетика театра „Субботы“. Он игровой и музыкальный, со своей очень честной театральной религией. Пьеса эта очень „субботинская“. Мы весь спектакль сочиняли вместе с актёрами. Никакой режиссёрской директивы не было. Зритель уже четвёртый год ходит на этот спектакль и не устаёт. Потому что там — всё про людей и всё просто. Спектакль я в какой-то степени посвятила своим родителям, молодости, детству. Поэтому я не стала придавать пьесе современного решения. Для меня „Пять историй про любовь“ — это ретро во всех смыслах. Сейчас у меня уже другой театральный язык. Так что для меня это уже „вчера“. Можно было бы поставить по-другому. В жизни всё не так сентиментально».

... Детство — это такое состояние, когда ты как будто на чемоданах. Всё вроде бы хорошо в сегодня и теперь, но сердце щемит от ощущения предстоящего путешествия по жизни. Всё время хочется вскочить и мчаться на станцию, чтобы успеть на поезд. А куда спешить? Ну как же, все стремимся повзрослеть. Тем более что «большие» всё время подстёгивают, гонят на «вокзал»: «А вот когда ты будешь взрослым...», «Подрастёшь — поймёшь!». А какого направления поезд выбрать — тут уже загадка. И, чтобы набраться опыта, мы начинаем скупать билеты... На иной раз совсем не подходящие нам поезда...

Самая интимная история из тех, что один человек может поведать другому, — это история детства, детских переживаний, мыслей, чувств, первого восприятия окружающего мира.

Сюжетную канву нам помогает разворачивать с высоты прожитых лет — с высокого стула, словно немного отстраняясь от пережитого — главная героиня, Лена повзрослевшая (Анна Васильева). И её воспоминания настолько точны и полны, что они снова превращаются в настоящее, которое маленькая Лена (Кристина Якунина) доверяет не только лучшей подруге — Маме (Марина Конюшко), но и всему зрительному залу. И на наших глазах раскрывает становление маленького человека — в его желании стать знаменитостью, в её опыте общения с мамой, друзьями, в поисках себя на творческом поприще, в первой несчастной любви... В общем, перед нами — становление Личности. Советского периода истории. И герои действуют именно в этой условной временной реальности.

В линию жизни Лены вклиниваются другие женские историю (про войну, предательство и прощение, про страхи встречи с прошлым и надежду на то, что всё ещё впереди). Эти пять историй — и рассуждение, и повествование, и услышанный рассказ... Сама форма — школьного сочинения — это такая интересная придумка автора пьесы изложить биографию героини через рассказы начинающего писателя на занятиях в литкружке. И всё, что происходит с персонажами, так похоже на нас самих.

В «Пяти историях...», пожалуй, впервые на орловском фестивале музыка становится отдельным персонажем. Это не просто фон для происходящего, не способ задать с помощью Оркестрика (Виктор Кренделев, Сергей Линьков, Элина Тимковская) ностальгическую тональность исполнением музыки и песен из 60-х и 70-х. Это эпоха в её трансформации, это мир, смотрящий в глаза Лене и её попутчикам по жизни.

В спектакле задействованы всего семь артистов. Но действующих лиц в постановке больше. Как будто перед нами вереница лиц — из людей, которых на вокзалах обычно много. Перевоплощения в нескольких характерных персонажей актёрам удаётся добиться с помощью, как показалось, прекрасного владения театральными приёмами. Очень понравились эпизоды, когда Мама Лены, точно вслед за Солохой, измудряется спасти пьяного коллегу от дамы из Минкультуры; когда Лена передумывает-передаривает любимую куклу подруге; когда Баба Рая (Анастасия Резункова) уходит с минного поля на фронте, а потом переживает неудавшуюся влюблённость; когда Учительница (Татьяна Кондратьева) раздаёт задания участникам литературного кружка...

Клоунские носы, воздушные шарики, клубки вязальных ниток, чемоданы, бескозырки, проигрыватель с пластинкой, телефоны — вот и все детали, которые в распоряжении артистов. Совершенно точно этот спектакль достоин того, чтобы быть отмеченным за прекрасный актёрский ансамбль. Как взаимодействуют артисты, как они вливаются в интонации друг друга! Такая игра заслуживает уважения и громких аплодисментов.

Постановка исполнена лиризма — знаете, такого тонкого, что с трудом поддаётся описанию. В ней много душевного тепла, нежности, очень искреннего и сильного юмора и жизнеутверждающего начала. Несмотря на жизненные неурядицы, неудачи в любви героини открыты миру, ищут гармонию, танцуют и не перестают любить. Было ощущение, что мы провели вечер в компании близких друзей разных поколений, с которыми одинаково легко и пошутить, и погрустить, и поговорить, и помолчать. И захотелось приблизиться к ним ещё больше, внести не только лепту молчаливого согласия с происходящим, захотелось действовать — поднять весь зал, чтобы дотянуться рукой до звонка на двери того, кто был другом детства Мамы, чтобы в чьей-то судьбе поскорее наступили ясные дни...

​Из аннотации к спектаклю: «„В любви надо признаваться!“ — говорит Лене её Мама. Это главный урок, который мы должны успеть усвоить вместе с героями спектакля...». После двухчасового погружения в воронинско-исаевские «Пять историй...» захотелось признаться в любви к тем, кто работал для нас на сцене.

«Люди встречаются, люди влюбляются»

Жанр пьесы Елены Исаевой «Про мою маму и про меня» — «школьные сочинения в двух действиях» — сочинения десятилетней Лены для литературного кружка, в которых она описывает очень простые, близкие и понятные абсолютно каждому истории о взрослении, счастье, любви. Она переживала их сама или слышала от близких. Получается эдакое путешествие по жизни героини посредством ее рассказов. Вполне типичных, узнаваемых и проникновенных за счет наивности и лиричности повествования.
Действие в пьесе разворачивается как детская игра, в воображении Лены возникают образы героев ее историй: Мужчины, Женщины, Парня, Бабы Раи, каждый из которых играет по несколько ролей. Например, Женщина становится то школьной учительницей, то мамой лениной подруги, то женой гениального оператора документального кино Феликса.
Спектакль во многом следует за пьесой, но в режиссуре Татьяны Ворониной она становится более рельефной, обретает новые краски за счет точно найденных интонаций, мизансцен. Вдруг очень лиричная, сентиментальная история, благодаря укрупнению типического, возведения его в абсолют, перестает выглядеть просто наивной, приобретает нотки доброй иронии.
Спектакль получил название «Пять историй про любовь» и по жанру близок к ревю. Одновременно личные и универсальные истории приобретают яркую игровую форму, напоминающую калейдоскоп, фейерверк. Уже на входе в зал зрителя встречают знакомые мелодии. Сидящий на сцене Оркестрик из двух гитаристов и клавишника играет песни советского времени, слышанные хотя бы раз в жизни каждым по телевизору, старенькому радиоприемнику, на виниловой пластинке или в живом исполнении, вот также сыгранные на гитаре. В действие вплетены самые разнообразные композиции: «Et si tu n’existais pas» в исполнении Джо Дассена, «Московские окна», «Manchester Et Liverpool» (который, к слову, до сих пор ассоциируется с музыкой из прогноза погоды), «У моря, у синего моря», «Sway» — это узнаваемые темы разного времени, которые вызывают совершенно определенные ассоциации и настроение.
Воронина использует небольшое количество приемов, но именно простота подкупает. С какой легкостью актеры создают по нескольку персонажей, кочующих из истории в историю, — только за счет маленьких, но характерных штрихов: чуточку изменив наряд, прицепив к платью белый цветочек, или повязав на шею шарфик, одев пальто, изменив походку. Театральность и условность позволяют актерам играть персонажей разных возрастов, от школьников до стариков.

Точно «жонглируя» ролями и даже красками внутри одной роли, создает образы Татьяна Кондратьева, исполняющая роль Женщины. В сценах занятий в литературном кружке она — Учительница, вещающая о том, что писатель должен выражать в произведениях свое «болевое сокровенное». Режиссер заостряет образ, делает его более комичным: у художника-то должна болеть душа, но, как ни иронично, у училки болит вовсе не она. Кондратьева, используя один предмет — колючий дедовский шарф, обыгрывает разные болезни. То заматывает горло и говорит осипшим голосом, перевязывает поясницу из-за прихватившего радикулита. Стандартные определения жанров сочинения она предпочитает не повторять снова и снова своим ученикам, а просто включает магнитофон с записью своего голоса и, стоя в стороне, попивает чай. Типичный образ учительницы, сделанный крупными мазками, собирательный, знакомый.
Но ирония здесь в паре с драматизмом, ведь все истории любви, рассказанные в спектакле, трагичны. Несмотря на немного наивную и сентиментальную подачу, сцены не лишены глубокого человеческого переживания. Как, например, история любви Бабы Раи (Анастасия Резункова) во время войны.
Несмотря на такую, казалось бы, разрозненную структуру, спектакль собирается благодаря образу главной героини Лены, связывающий вместе все истории. Режиссер делит роль на две партии: на сцене одновременно существуют две Лены разных возрастов. Лена маленькая (Кристина Якунина), которой десять лет, находится непосредственно внутри историй, становится их действующим лицом. В то время как Лена большая (Анна Васильева) — больше наблюдатель. Чуть отстраненно, с высоты своих лет она смотрит на себя десятилетнюю, рассказывая о чем-то подробнее, как бы со стороны, перебирая и перелистывая разноцветные тетрадки, те самые, в которые когда-то записала свои рассказы.
Пять историй про любовь в спектакле — словно пять станций на жизненном пути героев. В самом центре сцены лежит огромный сундук в форме старого чемодана, из которого актеры достают немногочисленный, только самый необходимый для истории реквизит. Все символично и продиктовано самой пьесой. Клубок красных нитей — как символ связи двух людей, их любви друг к другу: у Мамы (Марина Конюшко) и Лены, у Бабы Раи и Командующего армией (Владимир Шабельников). Красный воздушный шарик — стихотворное признание в любви Лены своему однокласснику Сереже (Иван Байкалов), он один среди зеленых шаров — других записок. Или бобины с кинолентой — непременный атрибут истории об операторе документального кино. В руках у героев маленькие чемоданы — багаж их жизни, который они прижимают к себе в ожидании прибытия поезда на их станцию: между историями на задник проецируется видео мчащегося поезда, а сами герои усаживаются на большой чемодан, как будто садятся в вагон. В этом-то вагоне в финале и оставляет свои сочинения Лена.

Дарья Пузырева

Петербургский театр научил орловцев признаваться в любви
Во второй день фестиваля «LUDI» отыграли спектакль «Пять историй про любовь».
Театральная лихорадка продолжает поражать жителей и гостей Орла. Позади всего четыре спектакля (в том числе сербские «Карамазовы»), впереди — еще 11 представлений, а члены жюри уже ломают голову над главной дилеммой: кто же станет победителем VII Международного фестиваля камерных и моноспектаклей «LUDI»? Редакция городского портала vOrle.ru может лишь сказать от себя: питерский спектакль «Пять историй про любовь», закрывший второй день смотра, бесспорно достоин награды. Семь актеров и три участника «оркестрика» заставили зрителей за два часа пережить пять совершенно разных историй, которые описаны в сочинениях одаренной литературным талантом девочки Лены. Конечно же, каждая из них связана с главным чувством — с любовью. Она, глупая и безрассудная, глубокая и серьезная, вечная и быстротечная, заставляет героев — а вместе с ними и зал, испытывать совершенно разные эмоции. Каждый зритель смог найти себя в одном из персонажей. В крохе Леночке, которая хочет прославиться, но не знает, в чем ее призвание. В мудрой маме, которая видит свою гениальность в воспитании талантливого ребенка. В даме из Министерства культуры, которая пытается угнаться за своей молодостью. И в Игоре, который не может полностью покориться давней любви из-за подступающей смерти. Несмотря на то, что в спектакле «Пять историй про любовь» поднимались сложные моменты, зал не прекращая хохотал. А смешным спектакль был, потому что был правдивым. Из любого произведения искусства можно вынести урок, и питерский театр «Суббота» преподал один из самых важнейших. «В любви надо признаваться!», — говорит маленькой Лене ее мама, и именно это стоит усвоить каждому, кто хочет быть счастливым.

Ирина БАШКАТОВА
Источник: ООО «Регион центр»

09.06.2017

Купить билет