Завидую Орловским зрителям

В Орловский ТЮЗ меня привело простое любопытство

Дело том, что много лет назад в спектаклях Тюменского театра драмы принимали участие студенты — выпускники театрального училища, Среди них выделялся коренастый крепыш Влад Трахтенберг. Приехав погостить в Орел, узнала, что Владислав стал ведущим актером, заслуженным артистом России. И мне очень захотелось увидеть, куда привела 30-летняя дорога в искусстве бывшего тюменского студента. С превеликим удовольствием отмечаю, что молодой крепыш превратился в отличного актера, мастера — умного, пластичного, эмоционально заразительного, сочного. Радуюсь за него и просто счастлива, что благодаря моему любопытству познакомилась с таким чудесным театром.

Не все современные новации в решения спектаклей трогают сердце (в данном случае говорю о себе). Но театр «Свободное пространство», на мой взгляд, совершенно уникален: он органично соединил модерн с трепетной эмоциональностью, гротеск с тончайшими нюансами, яркую подачу с абсолютной правдой.

Мне удалось посмотреть, к сожалению, лишь два спектакля — «Тойбеле и ее демон» и «Маленькие трагедии». Но и этого достаточно, чтобы понять, какой превосходной труппой руководит А. Михайлов. Не знаю, подбирает ли он актеров, изначально готовых принять эстетику театра, или делает их единомышленниками в процессе кропотливой работы — зрителям это не столь важно. Главное другое: все актеры — и молодые, и опытные — прекрасно двигаются, поют, точно несут мысль, слово, они темпераментны, заразительны, кто больше, кто меньше, но все они — артисты в лучшем понимании этого слова, когда каждый работает на сцене не на себя, а на партнера и на спектакль.

Балансируя на грани возможного, актеры очень изящно, точно соблюдают чувство меры, ни разу даже не приблизившись к пошлости, вульгарности.

Как чисты и артистичны Н. Исаева и Н. Рожков («Тойбеле и ее демон) в самых, казалось бы, рискованных сценах. Бог подарил чудо земной любви, и каждый из нас волен либо сделать это чудо праздником не только тела, но и души, либо превратить его в пошлое занятие сексом. Театр зовет своих зрителей к поэзии земной любви, и это замечательно, особенно сегодня, когда грубость и вседозволенность празднуют бал в молодежной среде.

«Маленькие трагедии» А. Пушкина совершенно покорили меня. Четыре мини-спектакля в одном — они объединены общим замыслом, общей эстетикой, общим стилем оформления, но как различны, гонки и переливчаты внутренние ходы! Особенно это заметно в «Моцарте и Сальери».

Совершенно неожиданно герои Пушкина как будто вышли из комедии масок, их трудно было сразу принять. Но мастерски выстроенное режиссером решение постепенно как бы отодвигало форму и приближало к нам, зрителям, понимание сути легкого, искрометного, по-детски непосредственного таланта Моцарта. Ах, как хорошо!

С трудом сдерживаю себя, чтобы не втянуться в глубокий разбор каждой из четырех маленьких трагедий. Они ярки, театральны, завораживающе притягательны не только за счет гения А. С. Пушкина.

Совершенно очарователен финал спектакля — такой тонкий, трогательный, человечный!

Несколько слов об исполнителях. Покорена И. Мосюком в «Скупом рыцаре». К сожалению, не могу этого сказать о Доне Гуане в «Каменном госте» имею в виду сцену с донной Анной (Н. Аралова).

Профессиональная беспомощность актрисы лишает партнера почвы, на которой рождаются и мысли, и эмоции. Досадно, что сцена любви обозначена пластически, проговорен пушкинский текст (не всегда внятно), но внутренне все было холодно, безразлично. Как тут не вспомнить великую Ф. Г. Раневскую, любившую повторять, что с талантливым партнером и она талантлива...

Все остальное в ТЮЗе принимаю, радуюсь, что есть в России такой театр, и по-хорошему завидую орловским зрителям.

11.07.1999

Автор: Лилия Винаковская

Источник: Поколение

Фото

Купить билет