Театр «Школа драматического искусства» открылся 24 февраля 1987 года премьерой спектакля «Шесть персонажей в поисках автора» Луиджи Пиранделло в постановке Анатолия Васильева. Этот спектакль для целого поколения стал своеобразным творческим манифестом, откровением нового театра, — живого, наполненного импровизацией, — который впоследствии будет назван игровым, в отличие от традиционного, психологического. Основатель «Школы драматического искусства» предложил своим актёрам, публике, всему театральному сообществу уникальную художественную модель: Лаборатория — Школа — Театр. Концепция Театра-Лаборатории, в отличие от репертуарного театра — это сосредоточение на поисках и исследованиях, с возможностью постоянного эксперимента. Единство практики и исследования природы драматического искусства реализуется как в лабораторных спектаклях, так и в крупномасштабных постановках.
Концепция Театра-Школы осуществляет значение театра, как высшей школы актёрского мастерства. Из ежедневного ученичества (Школы) рождаются новые театральные технологии, новый художественный стиль; когда стиль входит в актера, становится его природой, можно говорить о новом художественном направлении, собственно, о происхождении театра, его поэтике.
Сегодня «Школа драматического искусства» представляет собой не имеющий аналогов творческий организм, обладающий уникальным практическим и теоретическим опытом, развивающий лучшие традиции русской сцены, идущие от Станиславского, и открывающий новые пути развития театра.
Сегодня в репертуаре театра идут спектакли Анатолия Васильева, а также его учеников: Главного режиссера театра Игоря Яцко (Заслуженного артиста РФ), режиссера Александра Огарева, спектакли лабораторий, которыми руководят Борис Юхананов, Игорь Лысов и Владимир Берзин, работы режиссера Константина Мишина. Современная хореография представлена спектаклями лаборатории «До танца», основанной Мин Танака. Есть и «Театр художников»: такое наименование закрепилось за лабораторией Дмитрия Крымова.