Вспоминаем спектакль «Двенадцатая ночь»
Очередная страница проекта театра «ЛИСТАЯ СТАРЫЕ АФИШИ» посвящается дню памяти основателя нашего театра Юрия Копылова. Его не стало 31 марта 2012 года...
Воспоминаниями о Юрии Семёновиче поделился его сын — актёр и режиссёр Максим Копылов. («Аргументы и факты»):
— Максим, в каждом человеке есть главная черта характера. Какова она была у Юрия Семёновича?
— Отец был довольно жёстким и волевым человеком — и в семье, и в театре. Наверное, это было правильно, поскольку театр — большая организация, где сталкиваются мнения, позиции, интересы многих людей. У каждого артиста свой нрав, свой характер. Всем угодить невозможно, а значит, тому, кто всем этим руководит, нужен не только недюжинный талант, но и твёрдый характер. Артисты должны уважать человека, который им предлагает что-то сделать. И он внушал уважение. Во всяком случае, ни от одного из актёров, которые с ним работали в Орле, во Владимире и в Ульяновске, я не слышал о нём ни одного дурного отзыва.
Сегодня наш рассказ о первой постановке великого режиссера на нашей сцене. Комедии «ДВЕНАДЦАТАЯ НОЧЬ», февраль 1977 года, режиссер Юрий Копылов, художник Всеволод Шавловский. Сохранилось достаточно много архивного материала: фотографии, афиши, программки, газетные публикации, которые помогут вам погрузиться в атмосферу этого легендарного спектакля.
Из статьи «Доброе сердце театра» известного драматурга Виктора Сергеевича Розова, в которой он делится своими впечатлениями о гастролях Орловского ТЮЗа в Москве в 1981 году:
«И вот на спектакле Орловского ТЮЗа ко мне снова вернулась жизнь этой комедии. Очень понравилось, что линия Мальволио, линия Эндрю Эгюйчика сделана, если можно так сказать о комедии, серьезно. Это не два дурака, не два кретина, какими их обычно изображают, но два живых человека, очень сложных, в чем-то даже драматических. И то, что здоровенные люди вроде сэра Тоби, Марии издеваются над ними, привносит в комедию некую печальную ноту, делает ее грустной, изящной.
Особенно хороши сцены Виолы в исполнении актрисы Е. Успенской. Это очень способная актриса. Я видел ее Электру, Миледи, и мне представляется, что в перспективе она, возможно, вырастет в большого мастера...
Большое впечатление произвел на меня артист Д. Евстафьев, которого видел я в самых разных ролях: Эгоист в трагедии «Любовь моя Электра», Ришелье в «Неистовом гасконце», Мальволио, Макаренко. При некотором недостатке речи, который, впрочем, можно рассматривать уже как некую его индивидуальную особенность, своеобразие, — это очень сильный артист, и образы, созданные им на сцене, сложные, запоминающиеся.
Я называю двух, но мог бы назвать всех — гастроли Орловского ТЮЗа показали, что у него — талантливая труппа. У них есть главное, то, что рождается только в процессе работы над спектаклем, а может быть и раньше — в процессе становления театра: стремление режиссера, актеров не демонстрировать себя, а играть содержание пьесы, мысли, которые в ней заложены. Я почувствовал, что всем строем спектакля, всем эмоциональным строем режиссер и актеры хотят что-то сказать зрительному залу. И это очень важно и необходимо сегодняшнему юному зрителю.
Спектакли Орловского ТЮЗа, которые я видел (все они поставлены Ю. Копыловым), удивительно корректны и по отношению к пьесе, и по пониманию места, значения актера на сцене.
Но главное, что бросается в глаза, о чем необходимо сказать: у этого театра, у его главного режиссера — доброе сердце. Общее эмоциональное воздействие спектаклей — светлое, радостное... Это очень важно, особенно важно — в театре юного зрителя. Искусство, если оно есть, если оно присутствует — будь это вещь печальная или трагическая, — всегда производит очищающее, светлое впечатление. И только тогда от него, как говорил В. Маяковский, «хочется жить и работать хочется...».
В Орловском театре юного зрителя получился хороший подбор талантливых единомышленников, в театре очень изобретательный, умный, интересный художник С. Шавловский, а главный режиссер Ю.Копылов сумел их объединить в сильный, вооруженный прекрасной идеей воспитания молодежи коллектив. И это не только мое убеждение".
31.03.2022