День памяти Юрия Копылова

Вспоминаем спектакль «Двенадцатая ночь»

Очередная страница проекта театра «ЛИСТАЯ СТАРЫЕ АФИШИ» посвящается дню памяти основателя нашего театра Юрия Копылова. Его не стало 31 марта 2012 года...

Воспоминаниями о Юрии Семёновиче поделился его сын — актёр и режиссёр Максим Копылов. («Аргументы и факты»):
— Максим, в каждом человеке есть главная черта характера. Какова она была у Юрия Семёновича?
— Отец был довольно жёстким и волевым человеком — и в семье, и в театре. Наверное, это было правильно, поскольку театр — большая организация, где сталкиваются мнения, позиции, интересы многих людей. У каждого артиста свой нрав, свой характер. Всем угодить невозможно, а значит, тому, кто всем этим руководит, нужен не только недюжинный талант, но и твёрдый характер. Артисты должны уважать человека, который им предлагает что-то сделать. И он внушал уважение. Во всяком случае, ни от одного из актёров, которые с ним работали в Орле, во Владимире и в Ульяновске, я не слышал о нём ни одного дурного отзыва.

Сегодня наш рассказ о первой постановке великого режиссера на нашей сцене. Комедии «ДВЕНАДЦАТАЯ НОЧЬ», февраль 1977 года, режиссер Юрий Копылов, художник Всеволод Шавловский. Сохранилось достаточно много архивного материала: фотографии, афиши, программки, газетные публикации, которые помогут вам погрузиться в атмосферу этого легендарного спектакля.

Из статьи «Доброе сердце театра» известного драматурга Виктора Сергеевича Розова, в которой он делится своими впечатлениями о гастролях Орловского ТЮЗа в Москве в 1981 году:
«И вот на спектакле Орловского ТЮЗа ко мне снова вернулась жизнь этой комедии. Очень понравилось, что линия Мальволио, линия Эндрю Эгюйчика сделана, если можно так сказать о комедии, серьезно. Это не два дурака, не два кретина, какими их обычно изображают, но два живых человека, очень сложных, в чем-то даже драматических. И то, что здоровенные люди вроде сэра Тоби, Марии издеваются над ними, привносит в комедию некую печальную ноту, делает ее грустной, изящной.
Особенно хороши сцены Виолы в исполнении актрисы Е. Успенской. Это очень способная актриса. Я видел ее Электру, Миледи, и мне представляется, что в перспективе она, возможно, вырастет в большого мастера...
Большое впечатление произвел на меня артист Д. Евстафьев, которого видел я в самых разных ролях: Эгоист в трагедии «Любовь моя Электра», Ришелье в «Неистовом гасконце», Мальволио, Макаренко. При некотором недостатке речи, который, впрочем, можно рассматривать уже как некую его индивидуальную особенность, своеобразие, — это очень сильный артист, и образы, созданные им на сцене, сложные, запоминающиеся.
Я называю двух, но мог бы назвать всех — гастроли Орловского ТЮЗа показали, что у него — талантливая труппа. У них есть главное, то, что рождается только в процессе работы над спектаклем, а может быть и раньше — в процессе становления театра: стремление режиссера, актеров не демонстрировать себя, а играть содержание пьесы, мысли, которые в ней заложены. Я почувствовал, что всем строем спектакля, всем эмоциональным строем режиссер и актеры хотят что-то сказать зрительному залу. И это очень важно и необходимо сегодняшнему юному зрителю.
Спектакли Орловского ТЮЗа, которые я видел (все они поставлены Ю. Копыловым), удивительно корректны и по отношению к пьесе, и по пониманию места, значения актера на сцене.
Но главное, что бросается в глаза, о чем необходимо сказать: у этого театра, у его главного режиссера — доброе сердце. Общее эмоциональное воздействие спектаклей — светлое, радостное... Это очень важно, особенно важно — в театре юного зрителя. Искусство, если оно есть, если оно присутствует — будь это вещь печальная или трагическая, — всегда производит очищающее, светлое впечатление. И только тогда от него, как говорил В. Маяковский, «хочется жить и работать хочется...».
В Орловском театре юного зрителя получился хороший подбор талантливых единомышленников, в театре очень изобретательный, умный, интересный художник С. Шавловский, а главный режиссер Ю.Копылов сумел их объединить в сильный, вооруженный прекрасной идеей воспитания молодежи коллектив. И это не только мое убеждение".

31.03.2022

Фото

Купить билет