Сегодня — 6 июня — не просто знаменательная дата для русской культуры.
Это праздник общемирового масштаба. В день рождение Александра Сергеевича Пушкина отмечается сразу двойной праздник — Пушкинский день и День русского языка. И дело даже не в том, что это событие закреплено официально и Указом Президента России, и постановлением ООН. Все ценители и поклонники творчества поэта связывают этот день именно с тем вкладом, который великий русский поэт внес в развитие родного русского языка. А мы сегодня вспоминаем спектакль, который возрождался на нашей сцене дважды.
А.Пушкин
«МАЛЕНЬКИЕ ТРАГЕДИИ»
Г. Тростянецкий 1997 и 10.12.2010
10.12.2010 на сцене театра «Свободное пространство» орловский зритель увидел вторую редакцию спектакля «МАЛЕНЬКИЕ ТРАГЕДИИ» режиссёра Г.Р. Тростянецкого (спустя 13 лет).
Премьера спектакля «Маленькие трагедии» Геннадия Тростянецкого в «Свободном пространстве» была приурочена к 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина. Спектакль тогда имел большой успех: его видел не только Орёл — он блистал на двух крупнейших сценах страны — в Москве и Санкт-Петербурге. Постановка получила признание и простых зрителей, и известных пушкинистов. Но при этом быстро пропала из репертуара. Так случилось, что «выпали», ушли из труппы играющие актёры, что и стало причиной ухода спектакля со сцены.
«Знаковым спектаклем театра стали „Маленькие трагедии“ Г. Тростянецкого, поставленные к двухвековому юбилею Пушкина. В этом почти сакральном действе театр достигает предельной концентрации своей уникальной специфики. Любовь к автору и доверие к зрителю огораживают сценическую площадку от всего лишнего, оставляя лишь самое значимое. Всемирное воспринимается как родное, а пушкинское как непреходящее. Тоска по мировой культуре разрешается ностальгическим катарсисом»
Из статьи Владимира Ермакова
В 2010 режиссеру Г. Тростянецкому удалось вернуться к «Маленьким трагедиям», чтобы сделать их вторую редакцию, переосмыслив собственную задумку.
«Когда я сделал новеллу „Моцарт и Сальери“, понял, что в этом ключе нужно делать и остальные новеллы, — поясняет Геннадий Тростянецкий. — Но в тот момент было уже поздно, чтобы вернуться и что-то откорректировать. И это одна из причин, почему я возвращаюсь к этой работе. Мы задали себе вопрос: театра Пушкина у нас нет? Дело в том, что Пушкина как драматурга открывают ключом психологического, бытоподобного театра. На самом деле, каждый театр психологический, а если театр не душевный, он никому не нужен. А вот что касается жизнеподобия... Откройте статью Александра Сергеевича о театре, где он пишет: мол, какое может быть правдоподобие в зале, разделенном на две половины, где одна делает вид, что не замечает другую?! Значит, необходим иной подход, другой принцип».
Ключ, которым режиссёр-постановщик «Маленьких трагедий» открыл для себя и для нас А.С. Пушкина, кроется, по его мнению, в новелле «Моцарт и Сальери». В ней, считает режиссёр, заложен миф о Пьеро и Арлекине, о двух половинках одного существа.
Любопытно, что во второй постановке роль Моцарта по-прежнему исполняла Маргарита Рыжикова. Кстати, интересный факт: когда распределяли роли для спектакля ещё в первой редакции, Рыжикову Тростянецкий выбрал, что называется «методом тыка», и был сам удивлён воле провидения — оказалось, что Маргарита знала партию Моцарта наизусть.
06.06.2018