Февраль 1981. Вячеслав Кондратьев. «Отпуск по ранению». Режиссер Юрий Копылов

22 июня — день памяти и скорби... Это день, когда предрассветную тишину внезапно разорвали взрывы ревущих снарядов. Так началась война.

И БЫЛО 1418 ДНЕЙ БОЛИ И ПОДВИГА СОВЕТСКОГО НАРОДА

И ушли безусые мальчишки прямо со школы в бой, а из боя в бессмертие. И получали похоронки матери и жены. И плакала под вражескими оккупантами родная земля. И в каждую семью вошла она — война. Священная война, на которую встала наша огромная страна. И не просто выстояла. Мы победили. Ценой миллионов жизней. И вот этого забывать нельзя.
В репертуаре нашего театра тема Великой Отечественной войны — особая тема. И, наверное, самые пронзительные, самые эмоциональные спектакли театра — это спектакли о войне, которые затрагивают самые тонкие струны души.
Сегодня в рамках проекта «Листая старые афиши» наш рассказ об одном из ярких спектаклей в репертуаре Орловского ТЮЗа — «Отпуск по ранению» по пьесе В. Кондратьева, режиссер Ю. Копылов, художник В. Шавловский.

Из воспоминаний.
Виктор ЗАПОРОЖСКИЙ — заслуженный артист России, актер Орловского Театра Юного Зрителя (с 1976 по 1981 год), с 1984 года актер Московского академического театра имени В. В. Маяковского.
Давно это было. С тех пор минуло почти сорок лет... Многое растворилось в лабиринтах памяти, но некоторые воспоминания, которые с тех пор не претерпели никаких изменений, утвердились и превратились в убеждения. Я связываю это с качеством материала, над которым мы все вместе трудились, и, конечно, сам творческий метод Юрия Семеновича Копылова. Что бы он ни делал, каких бы целей он перед собой не ставил, он был абсолютно бескомпромиссен. И тут это его качество входило в резонанс с бескомпромиссностью Вячеслава Кондратьева и поднимало планку настолько высоко, насколько мы... я (буду писать о себе, о своих ощущениях) в то время еще не дотягивался. Более того, я и представить себе не мог той глубины и трагичности разговора, который вели с публикой Кондратьев-Копылов. Хотя к тому времени был окончен институт, отслужена армия, и тема войны и человека на войне для меня всегда была интересена и важна. Мой отец ветеран двух войн, и у него даже есть медаль за участие в Японской войне... Однако знание в театральном деле имеет относительное значение, важнее то, что вызывает в тебе чувство личной причастности к происходящему. Важно твое личное к этому отношение. Причем это отношение настолько горячо, что молчать об этом было бы невозможно. Неистовость! Так вот, именно это качество, полагаю, двигало и Копыловым, и дорогим моему сердцу Вячеславом Кондратьевым. Мне было неимоверно сложно с этим жить и репетировать. Недостаток Опыта и Ремесла иногда приводили меня в отчаяние. Я старался уходить от имитации чувств и переживаний, но, признаюсь, мне это удавалось с трудом. Я сейчас стараюсь писать предельно честно. Другой разговор, на мой взгляд, смысла не имеет. Теперь мы отчетливо понимаем, что наша Победа и наше отношение к Великой Отечественной Войне многим стоит поперек горла. И в этой бесконечной полемике сегодня мы, сами того не замечая, так углубились в тему войны, что наша память о погибших и ветеранах стала поистине Священной! Работа была трудной, но очень интересной. Приходилось преодолевать свое несовершенство на каждом шагу, чтобы приблизиться к истинным переживаниям. Но эти усилия были благотворны. Они были направлены на созидание лучшего в человеке. Как можно быть здесь и чувствовать невозмутимое спокойствие, когда там твои друзья, в то же самое время, истекая кровью, разрывая на куски свою плоть, отдают свою жизнь, в конце концов, ЗА ТЕБЯ ЖЕ! Как так может быть!!! КАК ЭТО ВОЗМОЖНО!!! Вот это неистовство и эту бескомпромиссность Авторы спектакля, в конце концов, и продемонстрировали всей своей последующей жизнью. Кондратьев — по-своему! Копылов — подвижническим трудом до своего последнего дыхания!

Станислав ШАВЛОВСКИЙ — главный художник Орловского Театра Юного Зрителя (с 1976 по 1983 год), Лауреат Государственной премии РФ, главный художник Владимирского академического театра драмы.
Это было так давно, что я затрудняюсь об этом написать.
Могу только сказать, что задумка была необычная, как и сама пьеса Вячеслава Кондратьева в то время оказалась неожиданной. Она не всеми принималась. Даже у нас в театре не всеми сразу была принята.
Режиссеру Юрию Копылову она понравилась, как мне кажется потому, что в этой пьесе впервые была задета тема, где военные во время войны оказались «по ранению» в тылу, а война продолжалась. Герои столкнулись с проблемами, о которых раньше никто не писал и никто не ставил. Жизнь главных героев продолжалась не на войне, а в тылу далеко от фронта. Но им пришлось переживать то, что до этого в нашей драматургии не прослеживалось так остро. Режиссер к этому отнесся серьезно. Надо сказать, что Ю. Копылов заразил артистов этой темой. Мы с Копыловым решили её, как «притчу». Этот жанр меня, как художника потащил на театральные метафоры, которые спровоцировали на смелые решения. Наши герои оказывались, например, в балахонах, ассоциирующихся с евангельскими мотивами, и в тоже время с абсолютной жизненной правдой — это вопросы любви и веры. Общий образ художественного оформления представлял бункер погибших. На сцене была композиция забинтованных муляжей, и на этом фоне происходили подробные психологические коллизии действующих лиц.
Аркадий Поляк каким-то чудом сохранил несколько кадров видео из спектакля. Эти кадры, к сожалению, очень короткие, их сохранилось очень мало, но если Вы их увидите, то, наверное, сможете кое-что немного понять.(группа Facebook "Орловский ТЮЗ. Начало!".https://www.facebook.com/groups/212357892649078/)

22.06.2018

Фото

Купить билет