К 105-летию со дня рождения драматурга Александра Володина

В новом выпуске проекта вспоминаем спектакль с прекрасной Ириной Агейкиной в главной роли

Сегодня очередной выпуск проекта «Листая старые афиши» посвящен 105-летию со дня рождения Александра Володина, российского драматурга, сценариста и поэта.

Премьера спектакля по его пьесе «Дульсинея Тобосская» состоялась на сцене нашего театра 14 февраля 2013 года. По признанию режиссера Александра Михайлова, он взялся за постановку, чтобы привнести в суету современной жизни немного романтики.

Пьеса «Дульсинея Тобосская» продолжает историю героев знаменитого романа Мигеля де Сервантеса о Дон Кихоте. Самого рыцаря уже нет в живых, и главной героиней становится крестьянская девушка, на которую неожиданно сваливается известие о том, что именно она та самая Прекрасная Дама, та самая Дульсинея, в которую был влюблен рыцарь! И размеренная крестьянская жизнь взрывается! Летит в тартарары почти готовая свадьба, и вот уже новоявленная Дульсинея оказывается в столице, где ее внимания готово добиваться множество мужчин. Но в сердце Дульсинеи уже поселилась мечта о странном фантазере, чудаковатом рыцаре, который тайно любил ее до гроба...

Драматург рассказал историю, герои которой живут четыре столетия назад, а думают и чувствуют, как мы сегодня. Он сочинил ее в честь женщин, каждая из которых достойна быть Прекрасной Дамой, и мужчин, помнящих о Рыцарстве и Чести.

«Она мудрая, есть такой тип людей — мудрые от природы, — говорила о своей героине исполнительница главной роли Ирина Агейкина. — Она не терпит фальши, она не терпит вранья, она простодушная. Она женщина, она совокупный образ всех женщин, которые хотят любить и которые могут любить. Прежде всего любовь — главная и движущая сила. И она в ней открывает такие качества, о которых сама героиня, может быть, даже не догадывается, поэтому для меня это женщина с большой буквы. Дульсинея — это я! Я выхожу на сцену и забываю, что у меня есть какие-то заботы. Просто я — Дульсинея, и все. Извините, меня выбрали Дульсинеей, принимайте меня такой, какая я есть на данном этапе. Александр Алексеевич Михайлов говорит, что благодаря многим ролям я могу открыть в себе какие-то качества. Он, видимо, думает, что я их в себе открываю, но эти качества, которые есть в Дульсинее, они есть во мне и давно открыты, просто сейчас есть возможность это все показать».

А вот что писал о спектакле после премьеры театральный критик Виктор Евграфов для газеты «Орловский вестник»:

«Центр зрительского внимания — Ирина Агейкина в роли Альдонсы. Сложная роль. Но Ирина справляется с ней легко. Ее героиня живет на сцене неистовой бунтаркой, восстающей против создателей «культа Дульсинеи». Она разная: ходит по-мужицки, с трудом овладевает приемами «куртуазного» поведения (сцены в доме Терезы насыщены юмором на грани сюра). Агейкинская Дульсинея нелепа, смешна. Но... в ней просыпается не сочиненная, а самая настоящая любовь к будущему священнику, рыцарственному Луису, очень похожему на Дон Кихота.

В роли Санчо Пансы заняты в двух составах Владимир Крашенинников и Олег Семичев. Санчо у Крашенинникова — земной человек, простоватый и добрый. У Семичева — романтически возвышенный. Оба и комичны, и трогательны. Второй Санчо Панса, семичевский, как мне кажется, более харизматичен и точен в воплощении «двуединой», романтико-комедийной сути спектакля.

Луис в исполнении молодого актера Евгения Рассохи — самый «серьезный» персонаж спектакля (он и у Володина такой же, с резонерскими замашками). Честный и искренний, порывистый и порядочный. Менее чудаковатый, чем Дон Кихот, но более надежный в реальной любви. Именно он озвучивает володинские мысли о людях, которые живут не своей, а чужой, «имидж-пиаровской» жизнью. Эта часть роли у Евгения Рассохи самая удачная. А вот над «лирико-любовной» темой артисту надо продолжить работу, чтобы просыпающиеся любовные чувства его героя (без пережима, конечно) наполнялись более тонкими нюансами и экспрессией.

Как всегда, отжигает на бис Валерия Жилина, на этот раз в роли дочери Санчо Пансы — Санчики. Юмор и пластическая выразительность, эксцентрика и любовь к отцу — не девушка Санчика, а яркая комета взрывает сцену своим неукротимым талантом. Эта работа — заметный знак комедийной стороны спектакля, так же, как и другой знак — смешной, эксцентричный танцевальный дуэт двух козочек на лужайке среди поющих лирические серенады поклонников Альдонсы (Валерия Жилина и Эльвира Узянбаева). Горазды режиссер-постановщик и хореограф на придумки комедийных эпизодов, состыкующихся с альтернативными — романтическими и бытовыми.

В этой состыковке — особенность актерского ансамбля нынешнего спектакля. Лупцующие в «праведном» гневе друг друга по головам родители и жених Дульсинеи (Олег Котов — папаша, Лариса Леменкова — мамаша, жених — Дмитрий Литвинцев) — вполне бытовые персонажи, а комедийно-смешны в своем «величии низости». Противовес романтически настроенному Санчо. Дама-буфф Тереза, хозяйка дома свиданий (заслуженная артистка России Нонна Исаева) — карикатура на добродетель, а рядом рыцарственный Луис, врывающийся в ее дом «спасать» Санчику. Прекрасен и забавен одновременно. Альтернатива корыстной Терезе.

Не устаканились бы эти (по сути, разножанровые) сцены, если бы не искренность, эмоциональная наполненность, темперамент исполнителей. И темпоритм, и актерские посылы, и танцевальные сцены, и фантазийно-забавные режиссерско-актерские шутки (Дмитрий Литвинцев — «барышня» в темных колготках и мини-юбочке) вместе с проникновенной музыкой и оформлением сцены создают в театре праздник!«.

По мнению театрального критика Виктора Евграфова, володинская интонация — особая во всех пьесах: «Сердечная очень. Не слышно ее — считай, спектакля по его произведению и нет. Здесь она все-таки проходит лейтмотивом через все: и романтические, и комедийные эпизоды. И это очень ценно, потому что в наши суровые дни „мелодии сердца“ зачастую уступают место какофонии будней».

Фото Игоря Иванова

10.02.2024

Фото

Купить билет