К 105-летию со дня рождения итальянского кинорежиссера и сценариста Федерико Феллини

Вспоминаем спектакль «Ночи Кабирии»

Сегодняшний выпуск проекта «Листая старые афиши» посвящен 105-летию со дня рождения Федерико Феллини, итальянского кинорежиссера и сценариста, обладателя пяти премий «Оскар» и «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля.

Драма 1957 года «Ночи Кабирии» — один из шедевров мэтра. Масштабный проект «Свободного пространства» — своеобразная рефлексия по мотивам легендарной кинокартины. До премьеры нашего спектакля (12 марта 2021 года) в театрах России было лишь две постановки «Ночей Кабирии». Режиссеру Игорю Ларину удалось соединить на сцене «Свободного пространства» театр и кино.

«Игорь Ларин, он же художник-сценограф, в своей постановке решил перекинуть мостик между театральным искусством и искусством кино: он практически оставил сцену без привычных материальных декораций, заменив их видеопроекциями и интересной игрой с театральным светом. А еще в этом спектакле эмоции актеров в самых ярких сценах максимально приближены к зрителю — в режиме реального времени игру и лица исполнителей ролей снимает камера, видео с которой также становится частью декораций, проецируясь на экран», — писала в статье «Кино в театре. Орловцам показали «Ночи Кабирии» Оксана Полуничева, корреспондент городского портала InfoOrel.ru.

— У нас используется живая камера, что в театре редко бывает, но мне она была необходима, потому что соединение театральной ткани и крупного плана актера здесь, именно в этой работе, очень потребовалось, — пояснил перед спектаклем Игорь Ларин. — Не знаю, как это воспримет зритель, но для нас это было очень органично.

А вот что после премьеры писала о спектакле филолог и журналист Инга Радова в статье «Жизнь и надежды Кабирии» (газета «Орловский вестник»):

«...интерпретация Ларина не противоречит сюжету и подтекстам итальянской картины, но эмоционально звучит очень по-русски. Феллини говорил, что давно мечтает снять фильм о современной Золушке — несчастной проститутке, всеми обманутой, обиженной, мертвым кольцом окруженной царящей повсюду несправедливостью, сердце которой тем не менее остается чистым и наивным, а сама она непостижимым образом выживает и даже остается верной собственной мечте.

Кабирия в исполнении заслуженной артистки РФ Елены Шигаповой тоже трагическая Золушка, пронзительная, отчаянная и в то же время кроткая. Но это русская Золушка, у нее русский менталитет: в ней больше тоски и острее ощущение безысходности. Поэтому финал спектакля кардинально отличается от концовки фильма: он не оставляет ощущения печальной радости, там нет знаменитой феллиниевской парадоксальности.

Может быть, гениальным ходом такой финал не назовешь, однако он логически проистекает из обстоятельств и свойств личности героини. Кроме того, та ее ошеломляющая улыбка стала символом итальянского кинематографа, повторять ее не имело бы смысла.

Все актерские работы удачны, и каждая заслуживала бы отдельного рассказа. Вот поэтический, полусновидческий образ нищенки Хильзы (заслуженная артистка РФ Маргарита Рыжикова), которая когда-то была первой красавицей, знаменитой и богатой, но «всякий раз влюблялась по-настоящему и кончала жизнь самоубийством три раза», поэтому теперь, закутанная в бесформенное тряпье, смирившаяся, ставшая тенью тени той, что была, она прозябает на самом дне.

Человек с сумкой (Михаил Артемьев) — волшебник не из этой вселенной, спускающийся в ад, чтобы облегчить страдания земных мучеников. Их участь очевидна, но они одни из немногих, чьи сердца не набиты опилками.

Вот король сцены, самодостаточный, пресыщенный светский лев — Альберто Ладзари (заслуженный артист РФ Валерий Лагоша). Опытная, битая жизнью, не безвыходно ожесточившаяся Ванда (заслуженная артистка РФ Нонна Исаева), способная на сочувствие. Оскар (Николай Рожков), очередной «возлюбленный», воспользовавшийся доверчивостью Кабирии, в последней сцене, где он планировал убить девушку, из живого человека будто обращается в нежить, в подделку под реальность. С него, как со свиты Воланда, покидающей Москву, слетают все покровы.

Спектакль черно-белый, как и жизнь Кабирии: день — ночь, полоса белая — полоса черная. Минимум декораций. Используется живая камера. Аскетичный минимализм на сцене и выразительные крупные планы акцентируют внимание на главном персонаже, обуславливающем всю структуру повествования.

Такой подход соответствует художественной стратегии самого Феллини: он, словно сквозь лупу, рассматривал персонажа, делая главными героями тех, на кого прежний кинематограф никогда бы не обратил внимания".

20.01.2025

Фото

Купить билет