К 170-летию со дня рождения ирландского писателя и поэта Оскара Уайльда

Вспоминаем спектакль «Рыбак и его Душа»

Очередной выпуск нашего онлайн-проекта «Листая старые афиши» посвящен 170-летию со дня рождения Оскара Уайльда, ирландского писателя и поэта.

Сознавая свой вклад в мировую литературу, Оскар Уайльд писал о себе: «Я сделал искусство философией и философию — искусством; я изменил мировоззрение людей и все краски мира. Я взял драму — самую безличную из форм — и превратил ее в такой же глубоко личный способ выражения, как лирическое стихотворение, я одновременно расширил сферу действия драмы и обогатил ее новым толкованием».

Премьера спектакля «Рыбак и его Душа» состоялась на нашей сцене 3 марта 2005 года. Это нестареющая классика Уайльда конца XIX века. Завораживающая сказка, адресованная не только детям, но и взрослым, стала в начале 2000-х одной из самых зрелищных в нашем репертуаре.

В «Рыбаке...» есть пласт религиозный, философский, психологический. И все, конечно, крутится вокруг любви. С одной стороны, драматическое пиршество для актера, с другой — чрезвычайно серьезная задача.

«Сергей — актер с сильным лирико-драматическим началом, — говорил во время репетиций режиссер спектакля Александр Михайлов про исполнителя главной роли Сергея Горбачёва, — он очень наблюдателен и серьезно относится к тому, что делает».

А вот что писала о спектакле после премьеры журналист газеты «Орловский вестник» Юлия Сучкова:

«…Спектакль получился красивым, пластичным. Он заставляет думать. Пусть для кого-то это будет сказка с печальным финалом, а кто-то усмотрит здесь глубинные философские вопросы. В основе сюжета ситуация парадоксальная: человек отказывается от своей души. Нет, он не подписывает кровью договор с дьяволом, не тяга к познанию мироздания владеет им. Он хочет быть счастливым, только счастье не дается человеку просто так, и за все приходится платить.

Самое сильное впечатление получаешь от работы Маргариты Рыжиковой. Ловишь себя на мысли, что в действии, пока на сцене не появилась Душа, не хватало живости, чувств и вот той самой души. Как-то пусто было. А Рита внесла такой эмоциональный заряд, что от происходящего уже невозможно оторваться. Нет напряженной игры, есть легкость, проникновенность и огромная самоотдача. Вот Рыбак (Сергей Горбачёв) и Душа оказались друг перед другом. Рвется последняя связующая их нить. И ее безумное горе, попытки удержать его, оттянуть расставание. И его уход, равнодушный. В мыслях он уже в объятиях любимой. Проходит время, она снова на берегу, ждет, бросая камешки в море. А потом они полетят упреками в зал, в мир. Очень красивые сцены.

«Сберегший душу свою — потеряет ее, потерявший свою душу ради меня — обретет ее», — читает Священник (Владимир Крашенинников). Не оправдание ли это Рыбаку? Ведь если следовать за Библией и Уайльдом, то Бог есть Любовь. И она живет в персонажах писателя. Рыбак поплатится за свой грех и муками совести, и потерей любимой. Но за наказанием следует прощение. Душа войдет в его сердце, и герой погибнет счастливым».

16.10.2024

Фото

Купить билет