Этот выпуск нашего проекта «Листая старые афиши» посвящен спектаклю «Слуга и господин» (режиссер Роман Феодори) по роману Дени Дидро «Жак-фаталист и его хозяин»
Роман Дени Дидро «Жак-фаталист и его хозяин» (1773) остался неизвестным его современникам и впервые был опубликован после смерти автора. Но сразу обрел большую популярность. В них нашли выражение неприятие Дидро религии и церкви, а также приверженность гуманистическим идеалам.
Роман Дени Дидро в интерпретации петербургского режиссера Романа Феодори (Ильина), получился очень легким. Премьера спектакля «Слуга и господин» состоялась на нашей сцене 24 марта 2007 года, и, по признанию режиссера, это игра в театр, где актеры не скрывают своего статуса, живо меняют маски, примеряют кукольные одежды и образы. Принципиально никакой иллюзии реальной жизни.
«Материал, который предлагает Дидро, очень многослойный, — говорил Роман Феодори. — Потому и в нашем спектакле можно увидеть лишь простую веселую историю (и этим ограничиться), а можно копнуть глубже и открыть для себя философию эпохи просвещения, мироздания. Поэтому, думаю, «Слуга и господин» будет одинаково интересен старшим школьникам и пенсионерам. Мои ощущения могут кардинально расходиться с ощущениями зала, но, я полагаю, у нас получилась хорошая история, для того чтобы отвлечь зрителей от серых будней, против которых как раз и бунтовали люди эпохи Просвещения. У спектакля очень простая формула: есть простота и красота«.
А вот что писала о спектакле после премьеры журналист газеты «Орловская правда» Анжела Сазонова:
«Первые впечатления от спектакля — в нём есть ненавязчивый французский шарм: элегантная пластика, добрый юмор, красивые костюмы, хорошая музыка. И, самое главное, возникает ощущение, что, смотря спектакль, словно бы читаешь Дидро. Видимо, Роман Ильин из числа тех мудрых режиссеров, которые пытаются дотянуться до автора, сохранить максимум идеи и стиля первоисточника, а не переиначить его до неузнаваемости, как делают некоторые в угоду своим амбициям.
В спектакле проходит целая галерея запоминающихся образов. Одним из самых интересных является трактирщица в исполнении заслуженной артистки Татарстана Елены Крайней. Как всегда, актриса создает характер неоднозначный, многогранный, восхищая своей способностью мгновенно переходить из одного способа существования в другой. Только что перед нами был откровенно фарсовый персонаж, но вот в одном лишь выражении глаз мы видим свет высокой трагедии.
Легка и органична была Светлана Нарышкина, исполняя две роли — Жюстины и дочери. Этаким Казановой предстал Дмитрий Литвинцев в роли маркиза. Нечасто в роли отрицательных персонажей выступает Михаил Артемьев, сыгравший на сей раз коварного и вероломного негодяя — рыцаря Сент-Оуэна.
Благородным и душевным сделал своего господина Валерий Лагоша. И некая незадачливость и наивность прибавляли герою симпатии.
И, конечно, зрители полюбили Жака. У Игоря Нарышкина, к которому мы привыкли как к фокуснику и клоуну, уже были драматические работы. И, кажется, от роли к роли у этого артиста получается все лучше. Тут не было переборов с буффонадой. Как и в романе «Жак-фаталист», в игре актера «философия и художество оказываются сомкнутыми в кольцо постоянных взаимопереходов».
Образы, проходящие перед взглядом зрителя, то поражают реальностью и узнаваемостью, то переплавляются в символы. Грустные и мудрые слуги-философы, добросердечные господа, благородные трактирщицы... Сказка? Театр? Так ведь весь мир — театр.
05.10.2023