К 330-летию со дня рождения французского писателя и философа Вольтера

Вспоминаем мюзикл «Кандид»

30 июня 1989 года на нашей сцене состоялась премьера спектакля «Кандид» по повести Вольтера. Это мюзикл в двух частях, сочиненный режиссером Александром Михайловым, поэтом Ольгой Муратовой и композитором Борисом Киселёвым.

В спектакле много хорошей музыки, которую играет группа «Аншлаг», много песен, танцев и юмора. При этом в нем сохранилась ироническая мудрость Вольтера. Такое сочетание сделало спектакль ярким и современным, способным доставить удовольствие и дать пищу для размышлений.

В уникальной архивной статье — два взгляда на этот спектакль. Своими мыслями об увиденном поделились журналисты Светлана Андрианова и Ольга Тимошенко. Материал опубликован в газете «Орловская правда» 22 июня 1990 года.

Цветет ли сад в твоей душе

И вот спектакль Орловского ТЮЗа «Кандид» в постановке Александра Михайлова. Пожалуй, самое необычное — это его форма: мюзикл.

Радует интересный актерский ансамбль, который, выражая замысел режиссера, наделяет характеры героев живой плотью и кровью. Наибольший успех, конечно, выпадает на долю центральных персонажей. Кандид (В. Супрун) подкупает своей простодушностью, Кунигунда (Т. Борисова) — непосредственностью, смешон и жалок «носатый» Панглос, а Какамбо (В. Туманов) так и заражает всех своей неутомимостью.

Удачной режиссерской находкой представляется сказочно-утопическая страна Эльдорадо, в жителях которой мы узнаем себя. Кстати, заморскую принцессу Эльдорадо прекрасно играет опять же Т. Борисова, что не мешает первому образу — Кунигунды. Вообще же спектакль даст возможность многим артистам сыграть сразу несколько ролей, несколько характеров, что, на мой взгляд, интересно не только самим артистам, но и зрителям.

Оригинально решена проблема декораций в путешествии. Точнее‚ их вовсе нет. Главную роль выполняют световое оформление и масса бутафорских сценических аксессуаров — начиная от лопаток-ружей у прусских солдат и заканчивая очень симпатичным слоном, на котором разъезжает женолюбивый правитель Буэнос-Айреса.

Полный хорошей музыки (композитор Б. Киселёв, исполнение группы «Аншлаг»), песен (стихи О. Муратовой), очень зрелищный спектакль не только легко воспринимается, но и оставляет в сердце зрителя зерна размышлений.

В поисках смысла?

Впечатление о спектакле «Кандид», поставленном по философской повести Вольтера на сцене нашего ТЮЗа, осталось двоякое.

Начну с хорошего. Это довольно ритмичные танцы, современная музыка, умные песни, игра цвета и света, экспрессия, неожиданности — словом, яркий, звонкий, красивый мюзикл. Это прекрасные актерские работы. Это своеобразный режиссерский подход к теме, сделавший ее актуальной и в наши дни. Это непривычное для зрителей полное отсутствие декораций.

Но в итоге, к сожалению, много шума — и ничего. Главная мысль спектакля — каждый должен найти именно свое место в этой жизни — настолько глубоко запрятана подо все женские юбки, что, кажется, герои стараются найти ее именно там.

Вообще, по-моему, человеку, не читавшему «Кандида», сложно поверить, что все происходящее на сцене действительно вольтеровское, вошедшее в сокровищницу мировой литературы. А человеку читавшему — любопытно посмотреть, насколько можно, так сказать, осовременить произведение, подойти к нему с кассовой (я имею в виду билетную кассу) точки зрения.

И еще одно, на чем бы хотелось остановиться: это прекрасная страна Эльдорадо и великомученик Мартен (O. Савкин). Страна всеобщего счастья и благоденствия. В принципе придумано неплохо. Это все равно что взять частичку нас сегодняшних и, не приукрашивая, поместить на сцену, Красные пижамы, хождение на коленях, воздушные шарики, вечный праздник, бесконечные бюсты друг другу при жизни и посмертно, постоянные дифирамбы самому мудрому и доброму правителю, счастье, найденное в наградах, и вечное ожидание тех лучших времен, когда ангелами станут люди, страны, города. А пока внеочередная установка памятников иностранным гостям, ведь они у нас как дети: все лучшее им. Не правда ли, знакомая история?!

Но вот в конце, когда самый несчастный человек, а потому и циник, Мартен в диком танце движется по сцене, разгоняя толпу красным полотнищем, становится жутко. Скопище страждущих нищих, голодных и оборванных, бросает друг другу, как игрушку чистенького Кандида, а вокруг них мечется Мартен в зловещих лучах красного прожектора. Дьявольщина какая-то!

Как это понять? А как хотите, так и понимайте!

Все здесь свалили в кучку, местами даже переборщили. И, чтобы окончательно не смазывать этот винегрет, закончить хочу тем же, чем и начала: как же мне все-таки это понравилось? И отвечу не кривя душой: наверное, несмотря ни на что, понравилось. Неожиданный вывод? Может быть. Но, согласитесь, то, что оставляет равнодушным, критике не подвергают...

 

21.11.2024

Фото

Купить билет