К 80-летию Великой Победы

Вспоминаем спектакль «Марьино поле»

15 лет назад, в канун празднования 65-летия Великой Победы, режиссер Александр Михайлов представил орловскому зрителю новую работу — народный сказ «Марьино поле». Эта пронзительная история о вдовах, не дождавшихся мужей с фронта, глубоко тронула сердца многих.

Через несколько дней наша страна встретит еще одну значимую дату. Сегодня, на пороге 80-й годовщины Победы, мы вновь возвращаемся к этому спектаклю — живому напоминанию о силе веры, любви и памяти, которые объединяют поколения.

Премьера состоялась 8 мая 2010 года, а буквально через несколько недель на XVII Международном театральном фестивале «Славянские театральные встречи» в Брянске спектакль завоевал премию «Лучший спектакль», которую присудило альтернативное жюри фестиваля — студенты отделения журналистики БГУ. А заслуженная артистка РФ Нонна Исаева, актрисы Лариса Леменкова и Татьяна Шмелёва были отмечены призом профессионального жюри в номинации «Лучший актерский ансамбль».

Вот каким увидел спектакль «Марьино поле» орловский журналист, театральный критик и поэт Виктор Евграфов:

«Перед теми, кто познакомился с пьесой уральского драматурга Олега Богаева «Марьино поле» и решился поставить ее на сцене, сразу же возникнет вопрос: какой жанр избрать? Если создать спектакль по канонам реалистической драмы, возникнут проблемы с решением эпизодов фантастического характера, намеченных с определенной долей условности. Если ставить гротесковую комедию, в ее рамки не уложится та лирика и ностальгия, которую закладывал автор, создавая образы столетних вдов, решившихся через много лет после окончания Великой Отечественной отправиться в фантастическое и рискованное путешествие на встречу с якобы воскресшими мужьями-фронтовиками. Сам Олег Богаев никак не обозначил жанровых границ: «пьеса в двух действиях». Значит, постановщики вольны в своем выборе жанра?

В орловском театре для детей и юношества «Свободное пространство» режиссер, заслуженный деятель искусств России Александр Михайлов, работая над спектаклем, решил, что новая постановка явится перед зрителем в виде «народного сказа», куда самым естественным образом впишутся как лирико-ностальгические, так и сказочно-фантастические реалии пьесы. И он оказался прав. Спектакль получился поэтичный и трепетный в своей ностальгической сути.

Избранный режиссером жанр и адекватные ему постановочные приемы (сочетание быта, романтической поэтики и так называемого постмодернизма фантастических эпизодов) углубили и расширили содержание богаевской пьесы. Наверное, так и хотел екатеринбургский автор — дать импульс режиссерской фантазии?»

А вот что писала после премьеры о спектакле журналист «Орловской правды» Анжела Сазонова:

«Олег Богаев появился в российской драматургии несколько лет назад. Он привлек внимание к своему творчеству особой интонацией горького народного юмора. Наш народ всегда отличался удивительной способностью шутить и смеяться в самые тяжелые моменты жизни. И эта черта помогала преодолевать многие, порою немыслимые, трудности.

Спектакль весь пронизан юмором. И даже когда от некоторых сцен мороз по коже (устроенный гитлеровцами пожар в бане, предстоящий расстрел), проходит минута — и непотопляемые и несгораемые бабульки вновь заставляют зрителя улыбнуться: то частушку про Гитлера споют, то поговорочку удачную ввернут. Образы старушек, таких разных по характеру, выписаны с удивительной точностью и узнаваемостью: манеры, походки, словечки, интонации.

Спектакль не отпускает ни на минуту. Музыка, сценография постоянно держат тебя в настроении сопереживания. Художник Иван Шулык придумал красивый образ пролетающего клина: деревянные птицы счастья держат на своих спинах маленькие избушки, луковки церквей — те атрибуты мирной, счастливой жизни, на которые покусилась война...

О чем спектакль? Долгий и полный приключений путь трех старушек доказывает, что жизнь, вера, надежда и любовь сильнее самой смерти».

06.05.2025

Фото

Купить билет