Памяти режиссера и основателя театра Юрия Копылова

Специальный выпуск нашего проекта посвящен постановке «Колонисты»

Каждый год, 31 марта, мы отмечаем день памяти российского театрального режиссера и педагога, народного артиста РФ, основателя нашего театра Юрия Копылова (1942–2012). И сегодня мы расскажем об одном из его спектаклей.

Специальный выпуск нашего проекта «Листая старые афиши» посвящен постановке «Колонисты».

За несколько лет до своего ухода из жизни Юрий Копылов дал интервью ульяновскому журналисту Сергею Гогину. В нем прозвучала очень важная для искусства, основополагающая расшифровка хрестоматийно известной многим, но далеко не многими осознанной фразы великого писателя: «У Толстого есть мысль об „энергии заблуждения“: мир объективен, в нем нет ни начала, ни конца — ни в теме, ни в проблемах... Что такое энергия заблуждения? Это когда переходишь от ощущения всего мира в пространство определенной темы, которую ты ухватил, которая тебя „ударила“, внутри что-то задрожало, и возникло предощущение: „Вот это — здорово“. Обретя замысел, двигаешься от воображения к решению, начинаешь „накручивать“ этим актеров, они тоже увлекаются: чем больше им преподнесешь, тем им интереснее».

Юрий Копылов, как представляется с дистанции времени, осознал это отнюдь не в последние годы. Он ведал тайну «энергии заблуждения» с момента создания Орловского ТЮЗа в конце 70-х годов прошлого века, когда едва ли не все театралы обширной страны узнали о его спектаклях «Двенадцатая ночь» У. Шекспира, «Жестокость» П. Нилина, «Колонисты» В. Дурненкова по роману А. Макаренко «Педагогическая поэма» и других. Это было неожиданное для театра той поры явление: крупное, серьезное, сильно воздействующее на зрителей разного возраста, социальной принадлежности, в конце концов, неодинаково относившихся к сценическому искусству вообще. Потому что в каждом спектакле Юрия Копылова тревожно, нервно бился пульс живой жизни, а не подделка под чувства и мысли общества, обращался ли он к Шекспиру, Уильямсу или современной советской драматургии и прозе.

Из статьи «Доброе сердце театра» известного драматурга Виктора Розова, в которой он делится своими впечатлениями о гастролях Орловского ТЮЗа в Москве в 1981 году:

«...никогда мне еще не приходилось смотреть на сцене „Педагогическую поэму“ (под таким названием шел в Москве спектакль „Колонисты“), вещь сложную, написанную о делах уже давно минувших.

...У театра имени Ленинского комсомола, где проходили гастроли Орловского ТЮЗа, стояла группа девушек, юношей, читала афишу и разочарованно тянула: „Орловский... областной...“. Вероятно, так называемые „организованные“ зрители, которые не всегда хорошо знают, куда, на какой спектакль они идут. Подходили еще и группы, и наконец эта шумящая, галдящая, сомневающаяся толпа влилась в зал.

Но погас свет, вышел на сцену актер, исполняющий роль Макаренко, стал рассказывать о том, как он пришел в колонию для „малолетних преступников“, появились и сами колонисты... И зал затих. И сидел тихо — или бурно реагировал, но уже по существу дела — до конца спектакля. А потом — взорвался аплодисментами.

И это были не аплодисменты вежливости, так частые в театре, не те аплодисменты, которые театр „выманивает“, подбадривая зрителей ритмичной музыкой, а дружные, радостные. Чувствовалось, что зал очень доволен постановкой.

После спектакля, по-моему, первый раз в жизни, подошел к группе молодых людей и спросил, понравилась ли им „Педагогическая поэма“. Они посмотрели на меня недоверчиво, дескать, не из театра ли я, но, когда узнали, что сам я первый раз встречаюсь с орловскими артистами, с орловским театром, дружно загалдели, что спектакль им очень, очень понравился».

31.03.2024

Фото

Купить билет