Своеобразный художественный итог пятилетних поисков молодого творческого коллектива.
Это произведение, в котором Шекспир размышляет не только о мифологической, но и о реальной истории человечества. В художественном оформлении, созданном художником Станиславом Шавловским, нашла отражение стилистика одной из самых «мрачных» пьес с сатирическим отблеском средневековья, сомнениями в силах отдельной человеческой личности. Мужские костюмы греков и троянцев напоминали облачение средневековых рыцарей, а красивые и яркие женские костюмы усиливали контраст. Почти графическая манера, тщательно отобранные художественные детали, обилие металлических элементов конструкции — все это напоминало и современность, и античное искусство с культом гармонии и соразмерности.
Спектакль, поставленный Юрием Копыловым, подтверждает принципиальную важность выбора «Троила и Крессиды» из богатейшего шекспировского наследия. Юных зрителей тех лет трагедия знакомила не с привычным безмятежно-жизнеутверждающим автором, а представляла Шекспира, отягощенного раздумьями о древней и новой истории!
Режиссер-постановщик не случайно подчеркивает тему личной ответственности каждого за судьбы мира. Ю. Копылов пошел по наиболее трудному пути, пытаясь передать всю сложность проблематики, стремится показать теснейшую взаимосвязь характера и идеи.
Напряженность драматического действия в спектакле рождалась в результате столкновения двух начал — почти детской чистоты и веры одних персонажей в прекрасное предназначение каждого в мире и грубого самодовольства, непогрешимой веры других в культ грубой силы.
Словно обиженная босоногая девочка в чёрном стремительно взбегала по ступеням пирамиды Кассандра (засл. арт. РСФСР Ж. Хрулева). Заломив руки, она обращалась к разуму людей с призывом не допустить братоубийственной войны.
Взрослой поначалу представлялась зрителям Крессида (арт. Е. Миронова), знающая цену ласковым признаниям. Но стоило ей стряхнуть с себя чужой опыт, и появлялось новое существо, напоминающее упрямых маленьких детей. Так сильно было ее чувство к Троилу.
Троил в исполнении А. Поляка, восторженный и влюбленный в свои мысли о Крессиде вначале, затем все больше напоминал шиллеровских героев с их романтическим пафосом и определенностью страстей. Партитура с эффектно-пластическими акцентами и интонацией А. Поляка, помогала раскрыть характер его героя.
Чувства и рассудок в какой-то степени был призван примирить Пандор (В. Кушнарев). В. Кушнарев играл и роль Терсита, важную для понимания общей концепции спектакля.
На столкновении стихий — рационализма, практицизма и чувственности рождалась внутренняя коллизия действия. Актер на протяжении всего спектакля вел скептический и верный, по сути комментарий событий, поясняя, что зависть, сребролюбие, ханжество, сластолюбие — основа несправедливых и жестоких войн. Именно поэтому он кровно заинтересован в сближении юных героев, будучи уверен, что только любовь способна к возрождению человека.
В спектакле мощно и требовательно звучала тема гражданской зрелости и гуманизма. Ее несли Гектор (Ю. Копылов), Андромаха (Е. Евстафьева), Кассандра (Ж. Хрулева). Артистам трудно было играть маски, так как драматургия Шекспира с ее глубиной начинала сопротивляться декларативному утверждению идеи. Эффектные образы создали на сцене: Елена (Н. Юдачева), с яркой, немного порочной красотой, Аякс, в роли которого В. Трахтенберг стремится создать иронический индивидуализированный характер. Оставаясь наедине со словом Шекспира.
Медленно поднимался вверх, словно гигантский атомный гриб, алый покров, и на ступенях пирамиды, как на рисунке древнегреческих ваз, — воины, погибшие в троянской войне. Преклонив колени, женщины оплакивали их. Монументальную фреску напоминал этот финал.
Он шел при молчании зрительного зала. Это предостережение, в котором осознается преемственная связь судеб Троила и Крессиды с сегодняшней борьбой за мир, с завтрашним днем человечества. Так сопрягаются эпохи.
В этом, — подлинная современность и значимость спектакля.
Использованы материалы кандидата искусствоведения В. Разакова
26.01.2019