К 115-летию Сэмюэла Беккета

13 апреля – день рождения ирландского и французского прозаика, поэта, драматурга, лауреата Нобелевской премии, крупнейшего и самого последовательного представителя модернизма XX века

РАННИЕ ГОДЫ: УГРЮМЫЙ И ЗАМКНУТЫЙ ЮНОША
Сэмюэл Баркли Беккет родился в небольшом поселении Фоксрок, пригороде Дублина, Ирландия. Он рос спортивным и непоседливым мальчиком. Получив строгое протестантское воспитание, обучался сначала на дому, затем в школе Эрлсфорт в Дублине. В школе Беккет приобрел славу отличного спортсмена и способного ученика. В возрасте 14 лет Беккет становится учеником частной Королевской школы Портора в Эннискиллене. Примечательно, что в той же школе ранее учился другой выдающийся литератор и соотечественник Беккета — Оскар Уайльд. В Порторе Беккет обнаружил блестящие способности как к гуманитарным наукам, так и к спортивным дисциплинам. Однако, несмотря на успехи в учёбе и спорте, а также авторитет среди ровесников, Беккет испытывает проблемы с общением, растет угрюмым и замкнутым юношей.

ПЕРВЫЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ОПЫТЫ: ФОРМА ЕСТЬ СОДЕРЖАНИЕ, СОДЕРЖАНИЕ — ФОРМА
В 1929 году в Париже Беккет публикует в одном из журналов свой первый литературный опыт — критическое эссе «Данте...Бруно. Вико...Джойс» и первый короткий рассказ «Вознесение».
Именно в эссе о Джойсе, комментируя нападки на позднее творчество знаменитого соотечественника, Беккет формулирует важную в контексте воззрений молодого автора на суть писательства мысль: «Здесь форма есть содержание, содержание — форма. Вы сетуете, что эта штука написана не по-английски. Она вообще не написана. Её не надлежит читать — или, точнее, её надлежит не только читать. Её нужно видеть и слышать. Его сочинение не о чём-то; оно и есть это что-то».

ТЯЖЕЛЫЕ ВРЕМЕНА: ТВОРЧЕСТВО МОЖЕТ БЫТЬ НЕПЛОХИМ ЛЕКАРСТВОМ НА ПУТИ ИЗЛЕЧЕНИЯ ОТ НЕВРОЗОВ И КОМПЛЕКСОВ
1933 год выдается непростым для начинающего и пока неудачливого писателя. Уходит из жизни отец Беккета, что повергает того в тяжёлую депрессию, перемежающуюся приступами паники. Писатель в очередной раз покидает Ирландию и перебирается жить в Лондон. В Англии Беккет продолжает страдать от депрессии, неуверенности в себе и собственном будущем. В надежде избавления от тяжелых психологических проблем Беккет прибегает к сеансам получающего стремительное развитие в то время психоанализа, увлеченно читает работы Фрейда, Адлера, Ранка и Юнга. Курс психотерапии помогает Беккету осознать, что творчество может быть неплохим лекарством на пути излечения от неврозов и комплексов.
Ни писательская карьера, ни карьера литературного критика и эссеиста в Лондоне не задаётся. В середине октября 1937 года писатель окончательно обосновывается в Париже, которому суждено стать его вторым домом до самой смерти.

«В ОЖИДАНИИ ГОДО»: НИЧЕГО НЕ ПРОИСХОДИТ, НИКТО НЕ ПРИХОДИТ, НИКТО НЕ УХОДИТ
Международное признание писателю принесла пьеса «В ожидании Годо», написанная в 1949 г. и изданная по-английски в 1954 г. Отныне Беккет считается ведущим драматургом театра абсурда. Пьеса «В ожидании Годо» произвела фурор. Реплика одного из героев «Ничего не происходит, никто не приходит, никто не уходит — ужасно» сделалась визитной карточкой Беккета. Гарольд Пинтер говорил, что «Годо» навсегда изменил театр, а знаменитый французский драматург Жан Ануй назвал премьеру этой пьесы «самой важной за сорок лет».
В английском варианте пьеса имеет подзаголовок «трагикомедия в двух действиях». По словам самого Беккета, он начал писать «В ожидании Годо» для того, чтобы отвлечься от прозы, которая ему, по его мнению, тогда перестала удаваться.
«Все, что я сам смог понять, я показал. Это не много, конечно. Но мне довольно, и даже более того», − написал Беккет в письме Мишелю Полаку в начале 1952 г. по поводу пьесы «В ожидании Годо».

ОСНОВНЫЕ СИМВОЛЫ. КТО ТАКОЙ ГОДО?
Дорога и Дерево. Дорога означает движение, динамику, вечный путь, а дерево — статику. Это непреодолимое противоречие жизни, заложенное и в названии.
Кто же такой Годо? «Go — dot» (в русском варианте окончание не произносится и не пишется) переводится, как «иди» «точка». То есть, противостояние движения и статики — ключ к смыслу пьесы. Все мы ждем чего-то или кого-то, жизнь проходит в ожидании. У каждого из нас свой Годо, своя мечта, но желания человеческие противоречивы, как и сами люди. Они хотят одного, но за эти кроется совершенно иное. Герои Беккета хотят измениться, но ничего не делают. Хотят, что бы гора сама пришла к Магомету, а не наоборот. Никто из них не идет к Годо, хотя сами они только и ждут, чтобы он пришел. Иди и ... точка. Слово не выходит за рамки слова, не приводит к действию.
Герои Беккета пытаются найти, разглядеть знаки на дереве, на небе, в шляпе, в башмаках, вытряхнуть из них какое-то свидетельство, знамение. Но приходят к выводу, что «ничего не поделаешь»: надо смиренно ждать.

А мы с удовольствием ждем зрителей сегодня, 13 апреля в 19.00 на трагикомедию «В ОЖИДАНИИ ГОДО»
https://teatrorel.ru/performances/repertoire/v-ozhida..

13.04.2021

Фото

Купить билет