О городах, людях и море: Оксана Бычкова в «Свободном КИНОпространстве»

13 ноября клуб «Свободное КИНОпространство» провел вторую встречу зрителей с приглашенным кинорежиссером

В этот раз в наш город приехала Оксана Бычкова со своим фильмом «Еще один год».

На предваряющей встречу пресс-конференции Оксана рассказала о том, что у каждого города свой характер, о том, как она справляется с суетой современной жизни, и, конечно, подметила, что непосредственная встреча режиссёра со зрителем — это очень важный момент в жизни любого создателя кино.

О городах

— Любые города привлекают меня для съемок. В любом городе можно найти неповторимую атмосферу, — отвечает на вопрос журналиста Оксана, которая заявила о себе как о режиссере в 2006-м году фильмом «Питер FM», где город — один из главных героев повествования. — В Орле я сегодня первый раз. Немного погуляла и поняла, что здесь тоже своя абсолютно ни на что непохожая атмосфера. Тут тоже можно снимать отличное кино. По контрасту с Москвой здесь прекрасное неспешное, несуетное существование. У меня сейчас какое-то медитативное состояние. Интересно созерцать и рассматривать дома, улицы, людей, ситуации.

О суете

— Я удираю из Москвы, когда у меня заканчивается рабочий проект, и предаюсь созерцанию (смеётся). Но я человек очень энергичный. У меня обязательно возникает потребность обязательно окунуться в сложную суетную жизнь. И я удираю теперь уже в Москву. Я стараюсь чередовать, находиться в балансе.

О контакте со зрителем

— Когда я кино снимаю, я не думаю о признании зрителя. Иначе было бы тяжело снимать. Делаю то, что меня лично затрагивало бы. А если это попадает ещё в кого-то другого, то это просто счастье. Но предугадать это я никогда не берусь. Но общение режиссёра со зрителем — это самое главное. Очень важна обратная реакция для меня. Всегда интересно даже не то, чтобы ответить на вопросы, а понять, что человек почувствовал, посмотрев твой фильм.
В моих фильмах практически везде открытые финалы, но мне кажется, что очень важно какие-то вопросы задавать, но необязательно на них отвечать. Так что зритель сам решает, что дальше.

О том, как журналист стал режиссёром

— Мне нравилась профессия журналиста. Я шла на журфак ростовский и абсолютно хотела быть журналистом и работала им. Всё решилось в какой-то момент, — рассказывает Оксана (в 1995 году окончила отделение журналистики в Ростовском государственном университете). — Не было глубоко выношенной детской мечты [стать режиссёром]. Я просто смотрела много кино, интересовалась им. Я поняла, что снова заканчивать университет и получать высшее второе образование я не буду. И я помню, мне рассказывали о том, что существуют Высшие режиссёрские курсы. Просто зашла в Интернет полюбопытствовать, что это такое. И выяснилось, что как раз в тот момент шёл набор, а он проводится раз в два года, и вот было несколько последних недель, в которые можно сдать дать документы и творческие материалы. И я подумала — а не попробовать ли! Ну, может, я ещё не поступлю. Но я поступила. Всё совпало. Если бы через полгода нужно было бы сдавать документы, то могло бы сложиться иначе.

В киноклубе

Сама встреча со зрителем уже по традиции прошла в большом зале театра «Свободное пространство». После просмотра фильма о взаимоотношениях молодой семейной пары «Ещё один год» (по мотивам пьесы А. Володина «С любимыми не расставайтесь») Оксана ответила на вопросы о самой картине и не только.

И первый из них был задан о том, почему режиссёр никогда не присутствует на показах своих фильмов?

— Для меня это очень мучительная процедура. Всегда видишь, что можно было сделать по-другому.

В фильме большое внимание уделено любовным сценам. Конечно, зрителя заинтересовало, почему это так.

— В каких-то других ваших фильмах, когда доходило до таких сцен, то кадр быстро менялся. А здесь достаточно смело ... вы засняли. Почему? — задал свой вопрос молодой человек.

— Я сторонник того, что ничего не должно быть просто так. И естественно, просто так раздеть актёров не было задачей. Здесь была очень жёсткая мотивировка с моей стороны — показать, что для этих людей, для их отношений это очень важная часть. Была цель показать пошагово, как сильно любящие друг друга люди расходятся, показать историю развала такой семьи. Поэтому очень подробно показан их быт, отношения, их шутки и, естественно, их секс.

Молодёжь также интересовала главная идея фильма.

— С любимыми не расставайтесь! Это и идея, и тема, и Володин. Зачем разводы! — лаконично отметила режиссёр.

— А как вы находите баланс между профессией режиссёра и своей семьей?

— Тяжело я нахожу... Бедная моя семья! Особенно сложно во время съёмок. У меня сын. И он уже большой, достаточно самостоятельный. Сейчас попроще. А раньше было совсем сложно. Вообще женщинам сложно в кино. Несмотря на то, что ты приходишь со смены, ты ещё мама, нужно пойти в магазин и приготовить ужин. Но можно в принципе успевать всё. Сложно, но можно.

В фильмах Оксаны много зарисовок из жизни. Зрителей интересовало, как режиссёру удаётся делать их такими естественными и ненадуманными.

— Нас на режиссёрских курсах научили, и это было главное правило — носить записную книжку и всё время записывать интересные детали и сценки. Те же Машков и Краско в «Питере FM». Это истории из реальной жизни. Кроме того было много эпизодов с обычными питерскими прохожими. Жизнь богаче, чем кино.

Сейчас режиссёр трудится над новым фильмом. Он посвящён морю и морякам. Тема эта для Оксаны, росшей на Сахалине, очень близкая.

— Кино о девушке — будущем капитане. Пишем сценарий. Для меня это будет очень важное кино, потому что у меня папа — капитан дальнего плавания. Я практически всё детство провела у него на судне. Это личное, очень личное ощущение.

Поговорили на встрече и о тяге Оксаны к документальному.

— У меня есть один документальный фильм [«Папин пароход»]. Пока это мой единственный опыт документального кино. Но я дикий фанат Школы документального кино Марины Разбежкиной. Я хожу к ним на просмотры. Каждый фильм практически шедевр. Это очень заразительно. Я хотела бы что-то сделать, если я встречу персонажа. То документальное кино я делала, потому что у меня был долг перед папой и экипажем. Я дала им обещание. Но это было очень сложно. Ведь надо было снимать о том, чего уже нет. Этого судна сейчас не существует. Приходилось реконструировать ситуацию рассказами. И следующее документальное кино хотелось бы снять иначе, если тема найдётся.

Оксана — девушка светлая, как и её фильмы. Такое впечатление осталось после общения с ней. И это прекрасно, что у неё нашлась возможность стать гостем клуба театра «Свободное пространство». Можем сказать, что для зрителя встреча с режиссёром фильма не менее важна, чем для режиссёра со зрителем.

Следующее общение в рамках киноклуба состоится 4 декабря в 19.00 с новым гостем «Свободного КИНОпространства» Юрием Быковым. Все пришедшие смогут увидеть фильм режиссера «Дурак» и пообщаться с ним.

15.11.2017

Автор: Оксана Полуничева

Источник: Городской портал InfoOrel.ru

Купить билет