Мнение российского режиссёра Александра МИХАЙЛОВА о современных театральных реалиях и краткий рассказ о нём и его театре в материале Елены ПАРФИАНОВИЧ
ОБЩЕЕ КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО — ЗАБОТА ГОСУДАРСТВЕННАЯ
Мнение российского режиссёра Александра Михайлова о современных театральных реалиях и краткий рассказ о нём и его театре.
ОБ АЛЕКСАНДРЕ МИХАЙЛОВЕ
Александр Михайлов — художественный руководитель Орловского государственного театра для детей и молодежи «Свободное пространство», заслуженный деятель искусств России. Среднюю школу он закончил в белорусском Могилеве, вырос в семье часто переезжавших из города в город артистов. Потом были физмат(!) Университета Дружбы Народов имениПатриса Лумумбы и второе высшее — режиссура в Харьковском институте искусств. Александр Алексеевич ставил спектакли в Украине, России, преподавал в Калифорнийском Театральном Центре, США. 18 лет он руководит актерским курсом Орловского Института искусств и культуры. Отличный педагог и талантливый режиссер, 25 лет назад он стал художественным руководителем Орловского театра для детей и молодежи «Свободное пространство».
Театр из Орламного разпобывал с гастролями в областных городах Беларуси и в Минске. Александр Михайлов отметил: «Белорусские зрители очень благодарные и тонкие ценители театра. Нас всегда тепло приветствуют, мы чувствуем действительное родство и единение наших народов России и Беларуси!»
ЭТОЙ ОСЕНЬЮ В ГОМЕЛЕ
В сентябре 2015 года Орловский театр привёз на гастроли в Гомельский областной драматический театр четыре вечерних спектакля четырёх разных режиссёров и один детский. Малыши искренне радовались музыкальной сказке «Ловись, рыбка большая».
Мюзикл «Биндюжник и король» (постановка Александра Михайлова) в исполнении театра из Орла его автор -композитор Александр Журбин — считает одной из самых интересных среди других многочисленных его постановок. Орловский театр давно известен как поющий и танцующий, но чтобы настолько! Профессионально и невероятно ярко выступил весь творческий ансамбль театра в этой работе. Каждый акцент в действе точно «отбит» хореографией или вокалом, тонко подчёркнут драматургией и сценографией, светом и звуком или звенящей тишиной пауз. Несомненный успех у гомельских зрителей получила яркая музыкальная комедия — театральная фантазия «Ночь перед Рождеством» Н.Гоголя (постановка А.Плетнева).Спектакль «Я не вернусь» по киносценарию Ярославы Пулинович поставлен молодым режиссёром из Санкт-Петербурга Глебом Володиным об истории двух девушек и их судьбах. Спектакль «С любимыми не расставайтесь» (постановка выпускницы Щукинского училища Ларисы Леменковой) по пьесе Володина был сначала дипломным спектаклем прошлого выпуска Орловского института искусств на сцене профессионального театра. В нём много этюдного, поисков характеров, актёры играют много ролей. Душевный, тонкий спектакль находит отклик у современного зрителя.
Удивительно оригинальны и современны сценографические решенияспектаклей, колоритны костюмы. Все спектакли массовые, в гастролях участвуютсорокартистов. Труппа высокопрофессиональная, артистыпластичны, с хорошей певческой культурой. Такие отменные сценография, режиссура и актерское мастерство — настоящий мастер-класс!
ОБ ОБМЕННЫХ ГАСТРОЛЯХ
В разные годы на сцене Орловского театра «Свободное пространство» выступали с обменными гастролями Гомельский областной драматический театр, коллективы из Могилёва и Витебска. Продолжать эту добрую традицию можно будет только после завершения ремонта здания театра в Орле, которыйдлится уже больше года и который планируется завершить в конце декабря 2015. Александр Михайлов выразил уверенность, что в следующем сезоне они обязательно снова пригласят гомельчан в гости. И высказал сожаление о том, что столичные белорусские театры Минска стремятся в Москву или в очень крупные города России. А вот Орёл был бы им очень и очень рад! В свою очередь, театр Александра Михайловахотелбы привезти в Минск свои спектакли. Это и «Тиль» по Горину, и «Наташина мечта» Ярославы Пулинович, который играли на многих театральных фестивалях. Привезли бы и «Продавец дождя», и «Леди Макбет Мценского уезда», и детские.
О «СЕМЕЙНОМ ПОДРЯДЕ» МИХАЙЛОВЫХ
Нужно отметить прекрасный «семейный подряд» творческой семьи Михайловых.Так, автором и постановщиком совершенно чудесного и неожиданного (с настоящими цирковыми фокусами) детского спектакля «Кот против Людоеда» выступил отец Александр Михайлов, дочь Мария Михайлова, приезжающая работать в Орёл уже из Израиля, стала сценографом, а сын Саша Михайлов, окончивший Харьковскую консерваторию, написал музыку.
Такая совместная творческая работа была выполнена ими и в мюзикле «Биндюжник и король», музыку Александра Журбина в котором тоже аранжировал Саша Михайлов, а Мария была сценографом и художником по костюмам.
Снова замечательное трио замечательно реализовалось в орловской постановке знаменитой музыкальной комедии «Ханума», где Саша своей аранжировкой усилил джазовые мелодии Гии Канчелия, а Мария создала нежные, пастельные, почти монохромные по цвету костюмы иоригинальные декорации.
О ДЕКОРАЦИЯХ ОТДЕЛЬНО
Заслуживают особого внимания абсолютно все очень удачные декорации спектаклей орловцев, которые, как хорошая рамка, не отягощают, не заслоняют действо на сцене.Художественный руководитель театра Александр Михайлов придаёт этому большое значение: «Декорации должны быть не просто образом, он должен существовать динамично, и у него должна быть своя любопытная интересная жизнь». Декорации выполнены в самой современной манере трансформеров, многие решения плоскостные, что позволяет достаточно комфортно использовать их в гастрольных переездах, так как они компактны в транспортировке. Именно эта особенность была замечена во время прошлых гастрольных выступлений Орловского театра для детей и молодёжи. Верны россияне этой замечательной, действительно профессиональной, традиции и сегодня. Прекрасный пример для подражания для белорусских постановщиков и сценографов!
О БЕЛОРУССКОЙ ДРАМАТУРГИИ
По мнению Александра Михайлова, нет сейчас широко известных в России имён из Беларуси. За исключением Павла Пряжко, чьи пьесы много ставят, в них тонкая стилизация современного языка. Поскольку нет никаких границ между нашими культурами и народами, любое новое имя становится известным сразу в двух странах. Из классиков именно в год 70-летия Победы в России снова прозвучало имя белорусского драматурга Алексея Дударева — в основном в связи с его знаменитой ещё в советское время пьесой «Рядовые».
О МОЛОДЫХ ДРАМАТУРГАХ
Этой весной Александр Михайлов посетил Международный конкурс драматургии, проводимый в Москве Школой современной пьесы. Там в Класс молодой режиссуры было прислано 300 пьес, из которых отобрали 12. И все 12 были представлены постановочными отрывками, и все они очень любопытные. А одна ему понравилась настолько, что он мгновенно решил сам её поставить у себя в театре. Это пьеса «Дурочка и зэк» Владимира Лидского, выпускника ВГИКа, живущего в Киргизии. Михайлов считает, что сейчас можно говорить о расцвете драматургии, в том числе и благодаря её количеству.
О КРИЗИСЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ В ТЕАТРЕ
Мнение Александра Михайлова таково: «На сегодняшний день режиссёрские попытки всотый раз интерпретировать, например, Чехова, несколько подутомили, и потому зритель на них уже не с таким энтузиазмом откликается. Тем не менее, каждая новая версия классического произведения — это главная возможность для режиссёра выразить себя, как художника.Именно через интерпретацию классики. Моё отношение к разным спорным изыскам современным абсолютно терпимое. Запрещать бессмысленно. Это не пройдёт, как болезнь роста. Это останется. Каждое новое поколение будет по-новому интерпретировать классику. В этом отличие театра от кино, где появляются новые сценарии, и где ремейки достаточно редки.Новое прочтение классики — это типичная принадлежность и способность современного театра. В XIXи в началеXX века были каноны, были традиции, а теперь традицией стало всё новое.Кризис? Ну, будет кризис! Затем будет выздоровление, и будут новые и более убедительные интерпретации. На примере нашего театра расскажу. Несколько лет назад у нас ставил „Маленькие трагедии“ Пушкина известный режиссёр из Санкт-Петербурга Геннадий Тростенецкий. Это был очень дерзкий, очень нетрадиционный подход к Пушкину. И в то же время очень глубокий! Мы его играли на Пушкинском фестивале, и известные пушкинисты были приятно удивлены этой работой, считали её открытием. Чаще других мы играем „Моцарт и Сальери“, самую интересную из четырёх сцен. Вероятно, мы могли бы привезти её на следующие гастроли в Беларусь. Мне кажется, что нужно говорить не о кризисе, а о бурном развитии театра сегодня».
ТЕАТРАЛЬНЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ ЗА РУБЕЖОМ
Александр Михайлов отметил: «В Америке — в основном, традиционные театры. Они очень хорошо, очень профессионально мюзиклы ставят а, в общем, в традиционном реалистическом плане работают. И крайне редко какие-то небольшие театры решаются на эксперимент, потому что всё-таки у них коммерческий театр. Если говорить об экспериментальных вещах, то это Европа. Германия, в первую очередь,Франция, Польша. Но мы там не так часто бываем, чтобы профессионально об этом говорить. Кстати, я слышал, что в прошлом году в Минске режиссёр из Санкт-Петербурга Анатолий Праудин хорошо поставил Мольера в Купаловском театре. Знаю об удачном спектакле „Визит дамы“ Бориса Луценко в минском театре имени Горького».
О ПОНИМАНИИ И ПОМОЩИ
Александр Михайлов рассказал, что их гастроли по Беларуси если уж не окупаются прибылью, то хотя бы не в минусе по финансам. Поддержка грантами от Министерства культуры есть только на гастроли по России.Скромную дотацию на гастроли в Беларусь даёт областная администрация. Нужна поддержка государства, пусть небольшая! Необходимо построить наши театральные обмены, как и общее культурное пространство, на уровне межгосударственной Программы культурных обменов, на уровне Союзного государства Беларуси и России.
Елена ПАРФИАНОВИЧ
Публикация в белорусскоязычной республиканской газете в Минске:
http://www.main.lim.by/wp-content/uploads/2015/10/41-2015.pdf
На фото Олеси Суровых: Александр Михайлов на сцене Гомельского театра драмы в первый день гастролей театра «Свободное пространство» в сентябре 2015 года
20.10.2015